Спасли тысячу детских жизней

В Викуловский район во время Великой Отечественной войны эвакуировали детские дома и интернаты

В годы Великой Отечественной войны в Сибири, куда не дошли фашисты, было организовано много детских домов. Они помогли спасти подрастающее поколение из разных республик Советского Союза от холода и голода.

   В 1941 году в наш район из блокадного Ленинграда и других прифронтовых территорий СССР привезли на длительное проживание более 800 детей. Для них в сёлах Викулово, Балаганы, Малахово и в деревне Боровой создали детские дома. В наши края были эвакуированы: Ленинградская школа-интернат №1 (школьная база), Запорожский детдом № 5 имени Горького, Ленинградский детский интернат № 126 (№ 15 – по приказу Омского облоно), Ленинградский детский интернат № 127 (школьная группа № 240, 316 – по приказу Омского облоно). Малаховский детский дом №16 считался смешанным. Общая беда сплотила всех. Сибиряки помогали детям разных национальностей выжить в суровых условиях.

   Архивных данных о деятельности этих учреждений на территории нашего района сохранилось мало. В основном мы знаем о том времени по воспоминаниям земляков. Почитать их можно в первом томе книги "Согретые Сибирью", вышедшей в 2012 году. Вот что рассказывал Михаил Гаврилович Кузьмин из Викулово, который ребёнком жил в Малахово:

   "Директором детдома работала Валентина Степановна Коршунова. Не помню, когда её освободили и по каким обстоятельствам (она уехала в Ленинград), но после директором назначили местного – Семёна Ивановича Пронина, фронтовика.

 …В детдоме было больше 100 человек. Учились мы вместе: ленинградские, чуртанские, доставаловские, калганские и ленинградские ребятишки. Учились в две смены, в каждом классе – по 32-33 человека".

   Из воспоминаний Виктора Лапудёва, очевидца той поры:

   "Мой отец, Иван Александрович Лапудёв, возглавлял в должности директора Балаганский детский дом (№ 60). В нём до 1946 года находились девчонки и мальчишки, эвакуированные из Ленинграда и его пригородов, а позже – из других областей Советского Союза. …Директором детдома отец был назначен в 1947 году, когда пришёл из армии. Размещался детдом в центре села Балаганы в двухэтажном деревянном доме, который позже перевезли в Викулово. Напротив располагалась столовая, а учились все в здании старой школы. Здесь же раньше проживали и учились ленинградцы. Сколько помнится, детвора была "разношёрстной" (около 130 человек), возраст – 6-12 лет. Некоторые из малолеток даже не знали своих фамилий. Грязные, одеты во что попало. Впрочем, и мы были почти такими же. Наиболее слабеньких сразу забирали к себе местные жители, отмывали их в бане, переодевали, лечили".

   В тот период, когда издавалась книга "Согретые Сибирью", откликнулась также Юлия Форманюк-Чернова. Её мама, Мария Григорьевна Знаменщикова (Ляпина), работала завучем в Малаховском детдоме.

   "Детский дом имел своё хозяйство, огороды. Летом дети сами там работали. Вскоре детдом расформировали. В ту пору ночью к маме сбежали трое детдомовцев: Тоня, Ваня, имя ещё одной девочки не помню. "Мария Григорьевна, возьмите нас в дети!" -- просили они. Но только кто отдаст? Через несколько дней маме пришлось отвезти их в Викулово".

   Про детдом в Староборовой (ранее деревня Боровая) писала Надежда Балаганина: "В Староборовую в начале войны привезли 60 ребятишек. Их сопровождал директор Пётр Васильевич Цветков, его жена – учительница Калерия Филипповна, медсестра Чернова, воспитатели Вера Александровна, Агафья Павловна Балаболкина и другие. Детей разместили в двух домах, там сделали интернат, а между ними – школу. Старый магазин отдали под столовую. Учились дети в Староборовской школе. Жители их жалели, помогали, чем могли, угощали. …Позже за эвакуированными приехали две машины. Уезжали детдомовцы с песнями, радостные, что вернутся домой".

   Светлана Лаптева написала о Викуловском детском доме, по рассказам медсестры Веры Семёновны Старовойтовой (Ходосевич): "Дети были разных национальностей, говорили на разных языках, но в короткие сроки изучили русский. "Кого только не было, -- вспоминала медсестра. – И белорусы, и украинцы, и наших детей полно было". Ребята по силам старались во всём помогать взрослым. Кто постарше – выезжали на колхозные поля. Серпами косили зерновые культуры, руками сажали – каждое зёрнышко было на вес золота".

   В 2018 году в редакцию прислала письмо из Санкт-Петербурга Евгения Леонардовна Константинова. Её мама, Надежда Коваль, и бабушка София Михайловна эвакуировались в Викуловский район по Ладоге в 1942 году. Она писала: "Название села Викулово произносилось в нашей семье достаточно часто. Для меня, ещё ребёнка, это было что-то очень далёкое и не очень понятное, а для моих мамы и бабушки Викулово стало местом, где их, эвакуированных из блокадного Ленинграда, истощённых от голода, приютили и  обогрели. Конечно, война продолжалась ещё долгие три года и жизнь вдали от дома была не простой, но там уже не рвались снаряды, не выли сирены, не преследовала постоянная и единственная мысль о еде и не было страшного убийственного волнения друг за друга. Думаю, что не будет преувеличением, если я предположу, что после того ада, в котором им пришлось прожить целый год, далёкое сибирское село стало для них  раем".

   В домашнем архиве Евгении Константиновой до сих пор хранится фотография ребят – участников духового оркестра из детского дома. Среди них -- Вася Кроза, Вася Квас, Слава Горовой, Ваня Чернуха, Вася Марко, Галя Кравец, Андреев, Влад. Кар…, Тимофей Чупрун, Нина Водолазко, Нина Сарана.

  А вот и несколько строк из письма Нины Сарана (по мужу Синичкиной), украинки из города Днепропетровска. В годы войны она воспитывалась в Викуловском детдоме. Она прислала письмо гораздо раньше – в 1995 году.

   "В колхозе весной ежегодно вручную сеяли гречиху, лён, овёс, садили картофель. Мальчики ходили на боронование. Хоть и малые, да посильнее девочек. Нужно было ремнями впрягаться в бороны. Ведь вся сельскохозяйственная техника была приближена к фронту. …Летом ходили на прополку. К осени зерновые косили серпами дедушки и бабушки, а мы, дети, эти хлебные растения перевязывали, складывали, чтобы колосочки дозревали, чтоб ни одно зёрнышко не пропало. Зёрнышко было в цене. Упало – нагибались, поднимали".

   Не передать словами всех мук, которые пришлось вытерпеть советскому народу во время Великой Отечественной. Не меньше взрослых страдали дети, особенно те, у которых не было ни одного родителя. А больше всех досталось жителям прифронтовой полосы и блокадного Ленинграда. Выжить им помогло государство, добрые, отзывчивые люди, гостеприимная Сибирская земля.

   "Своей жизнью я обязана сибирякам-викуловцам, их учителям, колхозникам. И я до самой земли кланяюсь вашим дедушкам и бабушкам, всем фронтовикам. Я очень благодарна судьбе за то, что мои детские годы прошли среди русских", -- так писала в своём письме украинка Нина Сарана. И, наверное, так считает каждый спасённый в войну ребёнок, которого приютили на  Викуловской земле.

                                                                                            

Другие материалы по тегу "27 января – День снятия блокады Ленинграда"