Побольше бы таких людей!

Зима в этом году удивительно тёплая. Волшебный лёгкий снежок искрится и приглашает на прогулку по селу. В один такой замечательный день ближе к вечеру я направляюсь к дому Черновых, что проживают в селе Чуртан.

Хозяев заранее не предупреждаю, знаю,  двери здесь всегда открыты, встретят приветливо, радушно предложат чаю. В доме чисто, уютно,  видно сразу, что  хозяйка рукодельница, а у хозяина золотые руки.  От чая сегодня откажусь,  у меня важное дело: ветераны педагогического труда Чуртанской школы поручили мне написать статью о Черновой Людмиле Николаевне. В январе этого года у нее юбилей – 75 лет. Вся трудовая деятельность её связана с Чуртанской школой. Решила, что просто перечислять заслуги и факты биографии не буду. Расскажу о жизненном пути так, чтобы читатели поняли, что перед ними за человек. Усаживаемся удобно на диванчике,  и я включаю диктофон. Прошу собеседницу рассказать о своём детстве. Она начинает рассказ…

   -- Родилась 25 января 1950 года в деревне Мураши Аромашевского района, деревня была маленькая, в настоящее время она уже не существует. Жила какое-то время с бабушкой, когда была совсем маленькая, потому что маму посадили в тюрьму. В деревне был амбар с хлебом, каким-то образом туда попала влага, и всё сгнило. Нашли виновного, решили, что виновата моя мама, и её посадили. Года три её не было. Бабушка всё время показывала мне её фотокарточку и говорила: вот  это твоя мамка. Я так и выучила, и когда она вернулась, я её так и звала – мамка.

   Школы в деревне не было, начальная  школа была в деревеньке в 3-х километрах. В школу ходили пешком весной и осенью. Дойдём до колка, поедим диких ягод, до другого колка идём, там поедим. Зимой запрягали лошадку и на лошадке ехали в школу.

-- Кто вас возил?

   -- Дети постарше. Никто не сопровождал. В школе встречал учитель, помогал распрягать эту лошадь.

-- В школе много было учителей?

-- Два. Помню,  первого учителя звали  Иваном Ивановичем,  был он фронтовиком, у него немного был нарушен один глаз. Учил нас очень хорошо. Я его очень любила. Все предметы любила. Через всю жизнь сохранила любовь к первому учителю. Ещё одна учительница была городская. Однажды в дождь я увидела, как она шла и что-то несла над головой, так в первый раз благодаря ей я увидела зонтик. Учились в каком-то доме, говорили,  что он барский, был деревянный, комнаты – очень светлые, большущие, просто огромными нам казались,  планировка была не как в школе. Детей в классе  много было.

Потом продолжили учение в другом селе,  километрах в 15-ти от Мурашей,  там была восьмилетняя школа. Жили на квартирах. Родители договаривались,  нам хозяева варили. Огромную сковороду нажарят сала, картошки, это и ели каждый день. Добирались в школу на тракторе в телеге вместе с флягами, бидонами. Если хочется домой – пожалуйста,  иди. На каникулы домой  ходили по речке. Окончила я там 5 классов, и мамка решила, что надо перебираться в большое село. Мы перебрались в с. Кротово,  где была средняя школа 10 классов. Мама работала штукатуром. Жили всегда бедненько, тяжко было. На шоколадные конфеты смотрели только в магазине, "подушечки" нам покупали иногда, это была большая радость. Там я окончила 8 классов. Я всё время думала, как мне учиться дальше, как получить образование. Кем буду работать? Что я буду делать в селе? Только на ферму идти. На ферму не хотела. А замуж я за кого выйду? Потом мамка мне говорит, что девчонка одна собирается ехать поступать, ты с ней и собирайся. У неё в Голышманово есть родня – будет где остановиться.

Продолжение следует. Наталья ВАЖЕНИНА, с. Чуртан

Другие материалы по тегу "юбилеи-юбиляры"