Запас прочности

Я знаю, что такое скорбь,

Не понаслышке, а на деле.

Её печальные глаза

С тоскою в душу мне глядели.

Казалось, я всему виной,

Что не сбылось, не состоялось.

От жизни прожитой земной

Две даты навсегда остались …

Слезами горе не залить,

Слова от боли не излечат.

Сжимая сердце, надо жить

И об ушедших помнить вечно!

Такими стихотворными строчками пыталась успокоить моё сердце в день смерти моей мамы Людмила Алексеевна Фомина – доброй души человек, испытавший на своём жизненном пути столько горя, потерь близких людей, что мне было понятно: стихотворение написано под впечатлением от собственных испытаний. Большое спасибо ей за то, что, несмотря на собственные невзгоды и утраты, она не замкнулась в себе, не перестала ценить людей, сочувствовать им, сопереживать. У неё много приятелей, хороших знакомых, а вот из близких людей остались сегодня только племянники.

Правильно говорят, что Бог посылает человеку столько испытаний, сколько он может выдержать. Видимо, знает наш запас прочности. А этот запас у Людмилы Алексеевны Фоминой оказался достаточно высоким, иначе как было выдюжить полное сиротство с пятилетнего возраста, отсутствие крыши над головой в подростковом возрасте. А ещё -- жизнь среди людей с чужим языком, чужими традициями, рождение больной дочери, которая в шестилетнем возрасте умерла в больнице во время операции, не придя в себя после наркоза, сильнейшую депрессию по этому поводу … А потом была смерть любимой сестры Анны, которая была ей вместо матери, смерть второго мужа – Виктора. Каждая потеря добавляла ран на сердце, седых волос на голове и огромных переживаний от одиночества.

Шло время. Менялась жизнь, менялись люди, менялась и она. Но всё же в душе навсегда осталась всё той же молодой девчонкой, которая любила петь под гитару у костра, ходить в турпоходы с друзьями, оформлять стенгазеты с шутливыми шаржами в стихах на коллег-телевизионщиков. Она и сейчас любит жизнь во всех её проявлениях. В свои 75 лет, которые "стоят на пороге" её новой квартиры и готовы нажать на кнопочку звонка, по-прежнему остаётся человеком неравнодушным. Людмила Алексеевна продолжает писать стихи для души, увлекается игрой буриме, в которую втянули её друзья из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга несколько лет назад, сохраняет дружеские отношения с участницами хора ветеранов "Журавушки", в котором пела со дня его основания до того момента, как стало давать сбои здоровье, регулярно посещает занятия клуба "Общение" при районной библиотеке. Словом, живёт наполненной жизнью.

По профессии Людмила Алексеевна связист: в 1965 году окончила Казанский электротехнический техникум связи, позднее – Куйбышевский электротехнический институт связи, и в основном все годы трудовой деятельности работала по специальности: в Казанском телецентре, в конструкторском бюро на заводе, в Викуловском районном управлении сельского хозяйства (последние перед уходом на пенсию 20 лет). И везде старалась вложить всю душу в дело, которое ей поручили, старалась быть нужной людям, сохранять добрые с ними отношения.

-- Я с большой благодарностью вспоминаю руководителей райсельхозуправления, -- рассказывает Л. А. Фомина, -- Артамонова Михаила Прокопьевича, Кельтмана Александра Фёдоровича, Рыжука Алексея Николаевича, которые в разные годы возглавляли коллектив специалистов. Никогда не забуду мою старшую сестру Анну, поддерживающую меня на моём жизненном пути по завещанию мамы, Владимира Андреевича Анисимова и его семью, по воле которых я оказалась в Татарской республике и где получила образование. До сих пор я общаюсь с его дочерью Татьяной, мы стали близкими людьми, хотя Владимир Андреевич был просто хорошим знакомым моим родителям, даже не родственником. Узнав о моей сложной судьбе, он забрал меня к себе в Татарию, и я несколько лет жила в его доме. Много хороших людей встретилось мне на жизненном пути, они помогали мне, чем только могли. Теперь я стараюсь оплатить неоплатное – помогаю людям в меру своих возможностей. Тяжелее всего я пережила смерть моей единственной дочери Светланы. Казалось, для меня в тот момент мир рухнул навсегда, но при поддержке добрых людей я вышла из длительной депрессии и даже во второй раз вышла замуж. Вместе с Виктором мы прожили 27 лет в мире и согласии. Но и он тяжело заболел и четыре года назад умер, оставив мне дом, который я продала и купила себе квартиру в новом доме, поближе к людям. С каждым годом сложнее становилось содержать в порядке отдельный дом и земельный участок. Когда-то всё держалось на муже, он был человеком хозяйственным и понимающим. Без упрёков отпускал на репетиции хора, на концерты, в поездки, по общественным делам, которые преследовали меня на протяжении всей жизни. Мне его очень не хватает сейчас…

Дорогая Людмила Алексеевна! Когда-то Вы искренне сочувствовали мне по поводу большой утраты, сейчас я Вам говорю: не падать духом! 75 лет – не повод грустить. При желании ещё можно и у костра песни спеть, и к друзьям-приятелям в гости заглянуть, что-то приятное вспомнить. С юбилеем Вас! Удачи и здоровья на жизненном пути!

На снимке: Л. А. Фомина

(Фото из семейного альбома)

Другие материалы по тегу "Юбиляры"