Сеять разумное, доброе, вечное
С учительницей Елизаветой Петровной Волковой мы близко познакомились и подружились, когда ей было за шестьдесят.
С учительницей Елизаветой Петровной Волковой мы близко познакомились и подружились, когда ей было за шестьдесят.
Разница в возрасте не была преградой, нам было о чём поговорить, рассказать. В этом человеке было столько энергии, что, казалось, ею она заряжает окружающих её людей. Она помнила многих своих учеников, называла по имени – отчеству, знала односельчан, их родственников, любила дорогой сердцу Викуловский район. Она гордилась успехам тех, кого учила, и верила, что труд её не пройдёт бесследно.
Мы переписывались с ней, когда она уехала из Викулово в Тюмень к детям. Держу в руках несколько её писем, открыток, исписанных понятным красивым учительским почерком. Строчки ровные, буковки аккуратные. Если вслух читать, то речь будет спокойной, неторопливой, о событиях говорится подробно, обстоятельно. Выбрасываю иногда старые газеты, бумаги разные, а эти письма полистаю, пересмотрю, почитаю и снова положу на место – жаль с ними расставаться, столько в них тепла и доброты, кажется, что Елизавета Петровна вот она, рядом!
Удивительная женщина, всё ей было интересно: и как я живу со своим семейством, как учится моя младшая Лена, как растут маленькие внучки, как родители мои поживают, как здоровье у свекрови и её дочери, спрашивает, как прошёл в селе праздник День Победы. Обязательно в конце каждого письма передаёт всем приветы с пожеланиями здоровья и всего хорошего в жизни, а в конце подпись "Е.Петровна".
Что интересно, в каждом письме, в открытке обязательно стоит дата – число, месяц и год – какая молодец! Этому стоит поучиться. Из писем узнаю, хотя сама уж и не помню, что отправляла ей по почте вырезки из газет, за что она была благодарна.
Беспокоилась о школе, о воспитании молодого поколения. Например, в декабрьском письме 1995 года пишет, что на учеников перестроечных годов повлияли многие нехорошие перемены в нашей современной жизни и в школе, "они формируют мировоззрение учащихся и часто не в хорошую сторону, отбивают у них желание хорошо учиться, ценить образованность человека". Узнав, что в Омск к детям уехала учительница Т.А. Кухаренко, посочувствовала тому, что она покинула родные края и будет по ним скучать, похвалила нас, её учеников, за то, что побывали у Таисии Антоновны перед отъездом. "Рассыпается наша старая гвардия учителей: кто уехал к детям, кто умер, кто сильно болеет и не может общаться с коллегами…Грустно это!", - пишет Елизавета Петровна.
В январе 1999-го сообщает, что разболелись все её родные, гриппуют, и её эта сезонная болезнь не обошла стороной. "17 января был мой день рождения, исполнилось мне 89 лет, на будущий год будет 90, можно справлять юбилей, если доживу. Вот какая я старая стала, а умирать всё равно не хочется, хотя здоровье много лучшего желает. Хотелось бы увидеть хотя бы проблески к лучшему в нашей жизни. В марте 24-го числа 1999 года школа будет справлять шестидесятилетний юбилей. Хотелось бы приехать на него, но здоровье, вероятно, не позволит, а ведь я – живая история школы, в которой проработала 50 лет, прожив в селе 60. Возникновение школы, её становление, преподаватели, ученики – всё происходило передо мной в те далёкие 30-е годы".
Иногда в письмах рассуждает о политике, о правительстве нашем и верит, что наступят для людей хорошие времена. Судьба страны до глубины души её беспокоила и волновала. "Нравы людей очень низко упали, многими руководит не благо людей, а власть, нажива и деньги. Пока они царят – хорошей жизни не добиться. Я не думаю, что мрачная наша эпоха будет вечной, многим ведь она не нравится, и найдутся люди для борьбы за свет в жизни, но мне и моим сверстникам этого не увидеть …" Надо готовить себя к переменам, считала она, пассивность ни к чему хорошему не приведёт. В одном из писем советовала "вкладывать детям разумное, доброе, оберегать от необдуманных поступков". "Одиночество обрекает человека на тяжёлую участь, но оно не грозит, если дети правильно воспитаны. Они порадуют, украсят вашу жизнь, станут помощниками в жизни, особенно в пожилые годы. Я заметила, Валя, что чем старше становится человек, тем более он начинает любить детей…"
В марте 2000 года Елизавета Петровна написала, что отметила юбилей. Дети, внуки, правнуки устроили для неё праздник. Звучали тосты в её честь, пили шампанское, читали стихи, надарили много цветов, пели песни, слушали зарисовку о её жизни и работе, которую сочинили и записали на магнитофон бывшие ученики, ставшие журналистами и дикторами, был в ходу юмор в стихах, анекдоты, частушки. Радовалась тогда учительница весёлой и доброй компании родных и близких ей людей! Благодарила и меня за уважение и любовь к ней, за поздравление с юбилеем, писала, что гордится дружбой со мной. Я тоже благодарна судьбе, что встретила этого удивительного светлого человека на своём жизненном пути. Умерла Е.П.Волкова 31 марта 2006 года, ей было 96 лет…
Последний раз мы встречались с Елизаветой Петровной в июле 1991 года, когда она приезжала в Викулово на праздник села, получив официальное приглашение. От этой встречи у меня остались масса впечатлений, воспоминаний. В районной газете тогда появилась моя статья о Заслуженной учительнице Е.П.Волковой "Счастливые мгновения встреч…", а сейчас я по - прежнему храню её письма и снова рассказываю о ней на страницах газеты…
На её жизненный путь повлияли родители. Они были учителями. Жила семья в селе Пятницкое Тверской губернии. Отец окончил духовную семинарию и преподавал закон божий, мама – учительскую семинарию и тоже учила детей и взрослых и не только грамотности, но и агрономии, даже помогала лечить больных. После окончания школы второй ступени с педагогическим уклоном молодая выпускница Елизавета Волкова поехала в Сибирь, где уже работала её бывшая учительница. Так чужие края стали для неё родными.
Елизавета Петровна вспоминала, что первые ученики были младше её на несколько лет, а работа так увлекала, что готова была пропадать в школе с утра до ночи. Преподавала русский язык и литературу, читала наизусть стихи на уроках, что вызывало восхищение у детей. Случалось, заменяла своих коллег по другим предметам. Ей всё было интересно, за любое дело бралась с энтузиазмом. Была прямолинейной, принципиальной, что не всем нравилось. Ездила с концертами по сёлам и деревням, лекции перед населением читала. В одно время руководила тремя хорами, пела со школьниками, с молодёжью, с домохозяйками - была тогда у сельских жителей тяга к художественной самодеятельности, не хватало людей, способных её организовать, и тогда на помощь приходили учителя, люди образованные и талантливые, которые сами частенько выступали на сцене. Замуж вышла за учителя и общественника Михаила Григорьевича Лощакова, в семье две дочери, два сына, для которых мама самая лучшая, умная, добрая и красивая.
Во все времена было легко учить тех, кому хотелось получить знания, такой ученик к уроку всегда готов, а если не хотелось учиться… Как убедить такого в том, что школьная наука обязательно пригодится в жизни, как заставить взяться за учебники, чем увлечь? Ответы на эти вопросы искала учительница, старалась сама быть примером трудолюбия, ответственного отношения к любому порученному ей делу, много читала, пополняя свои знания, охотно делилась ими с коллегами и учениками. Когда ушла на пенсию, продолжала учительствовать, позднее вела уроки в вечерней школе, куда приходило взрослое работающее население. Без её предмета не обойтись, куда бы ни поступали выпускники школ, обязательным экзаменом было сочинение, которое ко всему прочему надо было написать грамотно.
За свой труд получала награды – медали, орден Знак Почёта, удостоена звания отличника народного просвещения и заслуженного учителя школы РСФСР. Никогда не видела её с этими наградами на одежде, она считала необязательным носить их даже по праздникам. Важнее и дороже всегда было другое – успехи её учеников, которые стали хорошими людьми, а значит, не зря она посвятила всю свою жизнь школе, сеяла разумное, доброе, вечное.
На снимке: Е.П. Волкова, 1991 год