В памяти останется навсегда

Давно это было. Жила в нашей деревне, в нашем, как говорят, околотке невысокого роста, седая, худенькая, с удивительно красивыми лучистыми глазами женщина. Разговаривала она негромко, никогда не кричала, а все её слушались, словно она была главным человеком в деревне. Взрослые называли её уважительно – Валентина Ивановна, а ребятишки – баба Валя.

Жила она одна в пятистенном домике. Вид у него был ухоженный, опрятный. Летом у неё было много цветов, особенно георгинов. Их огромные яркие разноцветные шапки видны были издалека. Ухаживать за домом ей помогало всё население от мала до велика. Внутри домика было две комнаты: горница, где стояли кровать, комод, этажерка с книгами, платяной шкаф, на дверце которого красовалось зеркало, на полу постелены самотканые дорожки, на кухне, в углу стоял буфет, располагались две лавки: одна вдоль печки от входной двери, другая (покороче) под окном, рядом с печкой. С другой стороны входной двери стоял синий умывальник "Мойдодыр" (мы, ребятня, так его прозвали). Посреди кухни разместился большой овальный стол, застеленный красивой скатертью, вокруг стола – стулья. На подносе, в центре стола, восседал огромный самовар. Чай у бабы Вали был отменный с непередаваемым вкусом, настоянный на травах и ягодах, очень ароматный. Особенно зимой ощущался запах лета. Бывало, наигравшись, замёрзшие, мы добирались до бабы Вали, сбрасывали свои телогрейки и валенки, мыли руки и усаживались за стол. Угощались наваристыми щами из чугунка, который баба Валя доставала ухватом из печки. Там же томилась жёлтая, крупинка к крупинке пшенная каша. Мы с удовольствием, наперегонки, уплетали всё это. Потом пили этот ароматный чай с булочками, вкус которых помнится до сих пор. Пока мы ели, пили чай и согревались, баба Валя успевала рассказать нам много интересного из жизни птиц и животных, уже не говоря про сказки. Мы задавали ей вопросы, а она отвечала на них подробно и интересно. Нам было хорошо с ней. Она обнимала нас, прижимала к себе и как наседка возилась с нами. Мы очень её любили и она платила нам тем же. Взрослые тоже её обожали, души в ней не чаяли. Они были очень благодарны Валентине Ивановне за любовь к их детям, за то, что она возилась с ними не жалея ни сил, ни времени. Мы всегда были под её контролем, она умела нас увлечь, и не оставалось времени хулиганить, драться, бедокурить. Родители наши, уходя на работу, могли быть спокойны, что мы ничего не натворим: не сломаем, не подожжём, не разрушим. И всё это благодаря бабе Вале.

Оказывается. Появилась она в деревне по распределению. Отработав положенное время, Валентина Ивановна не уехала к себе в Калининскую область, а осталась здесь, в Сибири. Ей понравились наши места и люди. Работала она учительницей начальных классов. Ученикам с ней было интересно, а ей с ними. Они узнавали друг от друга много неизведанного и старались докопаться до  истины. Когда Валентина Ивановна вышла замуж и появились дети, вся деревня помогала ей их растить, так как своих бабушек – дедушек у неё не было. Так и жили, как одна семья. Произошла трагедия, не стало её мужа и детей (шоковое состояние). Очень боялись за её здоровье, не оставляли её одну ни на минуту. Думали, что она уедет от нас, горевали, что такой учительницы больше не будет, но она к нашей радости осталась и была для нас кому бабушкой, кому мамой, а  кому сестрой. Вообще, раньше учитель был первый человек на селе. К нему обращались за помощью, за советом. При встрече с учителем снимали шляпу и низко кланялись. На селе он был и мировым судьёй, и адвокатом, и прокурором. К его мнению прислушивались и верили ему. Валентина Ивановна была примером во всём. Так же как все жители, она вела хозяйство, а при выходе на заслуженный отдых занялась цветоводством. Сколько цветов было у неё на участке! Разных расцветок и разных сортов. Бывшие ученики посылали ей семена со всех концов страны, а летом, приезжая в отпуск, любовались этой красотой, приходя к Валентине Ивановне в гости, чему она была несказанно рада. Человек доброжелательный и радушный, она всегда привлекала к себе людей. У неё часто собирались, особенно зимой, женщины, и за самоваром  с ароматной чайной заваркой, с вареньем, вели душеные беседы, вспоминая прошлое, свою юность, молодость и так быстро пролетевшее время, но никогда, ни на что не сетуя. В праздники и в дни рождения всегда пекли пироги все вместе. Особенно любили пироги с повидлом и с рыбой (местные рыбаки на эти цели отдавали им свой улов). За круглым бабы Валиным столом веселье, смех, а то и песни, старые, до боли знакомые. И так всё было хорошо да гладко, что жить и дальше хотелось, когда знаешь, что не один, и что ты тут не  чужой. Валентина Ивановна в такие минуты расцветала и казалась всем той милой симпатичной девушкой с длинной косой, какая появилась в деревне. Но годы берут своё, здоровье уходит. Ничего с этим не сделаешь. Вот сердце и подвело. Не стало нашей дорогой бабы Вали. Но мы никогда не забудем её слова и наказы. Спасибо Вам, Валентина Ивановна, за участие в наших судьбах. Светлая Вам память.

                                 

Другие материалы по тегу "На житейских перекрёстках"