Не стирается из памяти Родина
(Окончание. Нач. в №1) Писем в те годы много писали. Почту возил Ефим Плешков (односельчане звали его дед Фин). Он был бородатый, и дети его побаивались.
В 1979 году исчезла простая сибирская деревенька Ново-Щетниково. Более 230 лет просуществовала она. Последний раз я была в деревне в 1978 году.
На краю хутора стоял дом деда Александра и бабушки Пелагеи (родной тёти моей мамы) Щетниковых. Он оставался единственным жилым домом.
До Великой Отечественной войны в Ново-Щетниково был колхоз "Красное знамя", где председателем был мой дед Александр Семёнович Лозинов. Большинство мужчин ушли на фронт, многие не вернулись. Просматривая книгу "Память", я обнаружила, что в семье Лозиновых погибли на войне пятеро, в т.ч. мой дед, трое Шабаниных, 14 Черданцевых, 15 Щетниковых, в т.ч. мой двоюродный дядя Фёдор Александрович, ему был 21 год.
В начале 50-х годов в деревне было три главных улицы: одна тянулась вдоль речки Протоки, вторая – вдоль озерка и была центральной. Семь домов стояли в метрах 500 от деревни. Центром считалась школа, стоявшая на развилке улиц. Пятистенный дом с резными наличниками под железной крышей принадлежал когда-то семье, где было три сына. Как говорила моя бабушка: "Рубахи от пота у них не просыхали". Но в начале 30-х семью раскулачили и выслали, а в доме организовали начальную школу.
Через дорогу на берегу речки стояла кузница, кузнецом работал Александр Андреевич Щетников. В доме рядом с кузницей зимой собиралась молодёжь, там показывали кино, повесив экран на стену. Ребятишки сидели впереди на полу, а взрослые приносили с собой скамейки.
С началом посевных работ в этом доме организовывали детский сад, а потолок здесь был расписан цветами. Заведовала детсадом тётя Шура Базалева. В кухне стояла русская печь, был сколочен низенький стол. Тётя Шура доставала ухватом из печи чугунок с молочной лапшой или кашей и разливала в алюминиевые миски ребятишкам. Горница было игровой и спальней, игрушки приносили с собой: деревянные кубики, катушки из под ниток, самодельные куклы. Спали на лавках или на полу, подстелив то, что приносили мамы. В 1956 году няней работала в саду моя двоюродная тётя Татьяна, и было ей 12 лет. А в 15 лет она уже работала поварихой в сенокосной бригаде.
Дома в деревне, в основном, были пятистенные, покрытые берестой, но стояли и избы. Первый крестовый дом построили Базалевы. Семья у них была большая – 6 детей. Старшая Анна к этому времени окончила пединститут, Сергей – Омское военное училище, окончили школу Борис и Галина. Дома оставались Михаил и Иван.
В деревне почти в каждой семье было 5 – 6 детей. На улице вдоль озерка рядом жили два брата Иван и Владимир Шабанины, у одного – четверо детей, у другого – семеро. Было много семей по фамилии Черданцевы, Щетниковы, и чтобы как-то различать, давали прозвища. Тётю Татьяну звали Андреевой (дед был Андрей), а гармониста Геннадия Черданцева, без которого не обходилось ни одно веселье, -- Гена Маринин (маму звали Марина), Татьяну Михайловну Ярославцеву – Лушиной (воспитывала бабушка Луша).
Магазина, как такового, не было, торговали в приспособленных помещениях. Электричества и радио тоже не было, радиоприёмник на батареях – это была большая редкость.
Люди работали на ферме. Летом скот поили из речки, а зимой воду из проруби возили на лошади в большой деревянной бочке. Несколько зим занималась этой работой тётя Зоя Ельцова, проживавшая в конце центральной улицы в избёнке с больной сестрой Феклушей.
Выращивали зерновые, кукурузу на силос, горох. Колхоз назывался им. Дзержинского с центром в с. Усть-Барсук, там же был и сельсовет. Медпункта не было, и если случалось заболеть, то за медсестрой надо было ехать в это село или в Викулово.
В самом начале 60-х годов деревня вошла во вновь образовавшийся совхоз "Коточиговский", позднее – в совхоз "Калининский". Протянули электролинию, в домах появился свет, селяне стали покупать радиолы. Построили клуб, магазин. В новом магазине начинала свою трудовую деятельность молодая девушка из Доставалово Люба Гутрова, впоследствии ставшая Черданцевой. Со сцены клуба пела Алла Сазонова (Конева). Молодёжь сама себя развлекала.
Когда начались реформы по укрупнению хозяйств, вывезли скот и из Ново-Щетниково. Негде стало работать молодым семьям, и они уезжали. Опустела школа. Многие переехали в Калинино и Борки, где совхоз предоставлял построенное жильё. Кто-то перевозил свои дома и ставил их на новом месте, кто-то уехал в Викулово, кто-то обосновался в городах.
Заросла осокой Протока, и уже последние зимы вода в ней пахла гниющими водорослями. Для питья дед раскопал ключ. Уехали они последними из деревни, их забрали дети в г. Рудный. И осталась на месте деревни одинокая сосна, напоминая о том, что здесь когда-то жили люди…
В. КВАШНИНА, с. Викулово
На снимке из семейного архива: А.А. и П.С. Щетниковы с дочерью Татьяной, зятем Володей и снохой Ольгой в 1965 г.