Не стирается из памяти Родина
(Окончание. Нач. в №1) Писем в те годы много писали. Почту возил Ефим Плешков (односельчане звали его дед Фин). Он был бородатый, и дети его побаивались.
Длинная, широкая деревенская улица: по бокам – тесные бревенчатые избёнки, утопающие летом в зелени кустарников, окутанные зимой искрящимся снежком; аккуратно сложенные поленницы перед воротами, то «непроходимые», то пылящиеся просёлочные дороги…
С теплотой вспоминают своё родовое гнёздышко бывшие жители распавшейся Виноградовки. Она в их памяти, как живая: там всё также мычат коровы, доярки спешат на дойку, повсюду слышен смех ребятни, и лишь изредка нарушает размеренную жизнь деревни шум колхозных тракторов… Но вот уже порядка 40 лет нет этого селения, а ещё больше – соседней Щитовки, которую народ оставил первой. Мысли о малой родине не отпускают бывших жителей этих деревушек даже спустя годы, и они готовы бесконечно рассказывать о милом сердцу уголке.
Стояла Виноградовка в 7 км от Березино, в 12 – от Боково, в 8 – от Иковского и в 2 – от Щитовки, с которой её разделял обмелевший ручей Чирыш. Народ напрямую через леса ходил пешком в Рябово и Поддубровное, тем самым сокращая путь. Образовалась Виноградовка в 1927 году. По воспоминаниям старожилов, заселили её самоходы (белорусы) и хохлы (украинцы), многие переселились на свободные земли из соседних деревень. Своё экзотическое название деревенька получила от некоего мужчины по фамилии Виноградов, он был её основателем. В числе первых поселенцев были Цыплёнковы (2 семьи), Плешковы (3 семьи), Омельченко, Каварзины, Онищенко, Чузовковы, Мархель, Ярославцевы, Михалевич, Антоновы (3 семьи), Литвяковы, Ивановы (2 семьи), Заваруевы, Горовых, Черкашины. Также жили Курлаевы, Англичановы, Жуковы, Томиловы, Обмёткины, Сердюковы, Семёновы, Буряковы. Позже деревню пополнили депортированные поволжские немцы – Гартунг, Вахнер, Камерцель, Лебзак.
В соседней Щитовке, образованной примерно в то же время, к 60-м годам оставалось 10 дворов, в 1966 она окончательно распалась, а ранее было целых 3 улицы. Там обосновались Щитовы, Коноваловы, Полунины, Покатовы, Плесовских, Молодых. Основал её Андриян Щитов -- перевёз семью из д. Волынкиной поближе к своей пашне, позже туда подселились и другие люди. Но спустя годы большинство крестьян перебрались в Виноградовку. Об этом рассказала викуловчанка Татьяна Петровна Киреева (Плешкова), это её дед первым осел в Щитовке. Её родители – Клавдия и Пётр Плешковы. Если семья матери переселилась в Виноградовку из Щитовки, то родители отца – из Иковского (самоходы). Приезжих виноградовцы встречали хлебом-солью. Каждый приносил то, что было в доме из съестного, и все вместе садились за стол. Народ дружно жил, все национальности уживались вместе. С годами многие породнились между собой, стали кумовьями, братьями. Дома в Виноградовке строили пятистенные, и оставалось несколько старых избушек в одну комнату (у Чузовковых, Татьяны Филимоновны (фамилию не вспомнили), Лидии Вахнер и Якова Черкашина). После войны насчитывалось порядка 48 дворов, в середине 50-х – около 70.
Воспоминаниями о том, как жили в Виноградовке в послевоенное время, поделилась жительница Боково Эрна Фёдоровна Камерцель (в девичестве Гартунг). Она родом из Поволжья. Мама, Шарлотта Егоровна Гартунг, была выслана с двумя дочерьми -- Эрной и Ирмой -- в Сибирь во время Великой Отечественной войны. Сначала обосновались в Боково, потом перебрались в Иковское. Эрна Фёдоровна говорит, что Боково на тот момент состояло из нескольких выселков: Раздерягина, Олькошино, Петушки (5 дворов), Большебоково, Малобоково (так говорили в народе), и у каждой этой деревни свои склады с зерном были, и свои бригадиры. Со временем им пришлось объединиться и стать одной большой деревней.
Детство Эрны было очень сложное. "Поели крапиву, пощипали калачики!" -- с грустью вспоминает она. Калачики – это трава такая, с круглыми семенами. Мама у неё с утра до ночи работала за трудодни, хлеба не давали, потому нечего было поесть. Опухшую от травы девочку привезли в Балаганский детский дом, и оставили в нём на 3 года. Шарлота Егоровна ничего по-русски не понимала, но смирилась с тем, что дочь забрали, и вместе со второй дочерью часто навещали её. Потом ей стал помогать брат -- Андрей Штро, и Эрну вернули домой. Девочка уже стала постарше, и трудилась вместе с матерью в колхозе (та и телятницей работала, и сторожем). Повзрослев, Эрна вышла замуж за Владимира Яковлевича Камерцеля (тоже из бывших репрессированных), переехали в Щитовку, а уже оттуда – в Виноградовку. Это был 1956 год. Вся молодость этой женщины прошла именно в Виноградовке, и были эти годы для неё гораздо светлее и ярче детского периода. Потому о жизни в этой деревне она вспоминает со слезами на глазах. "Я бы и сейчас туда переселилась, если бы ещё кто-то захотел", -- задумчиво говорит она. Но в душе понимает – просто переселиться – это одно дело, но того селения, по которому она скучает, всё равно уже не увидеть, большинства её ровесников давно нет в живых, да и современный уклад жизни уже не тот.
В послевоенные годы жизнь в Виноградовке наладилась не сразу. Вернулись с фронта в родные края братья Влас Карпович Плешков, Пётр Ефимович Плешков, Михаил Литвяков, Александр Мархель. Пелагия Ярославцева и Пелагия Чузовкова своих мужей больше не увидели, так одни и жили. Однако понемногу крестьяне вошли в ритм, восстановили хозяйство. В конце 50-х в деревне работал магазин, ясли, начальная школа, действовал колхоз. Здесь стоит добавить воспоминания березинца Сергея Ивановича Ермакова, который часто бывал в этом селении по работе – на комбайне убирал зерно. Вот что он рассказал:
-- В Виноградовке изначально был колхоз имени Будённого – до первого укрупнения. Как первая волна прошла, их соединили с колхозом имени Молотова, который находился в Боково. А уже перед распадом он вошёл в состав колхоза имени Калинина в Березино. К нему и остальные близлежащие деревни присоединили. Народ в Виноградовке работящий был, все хлеборобы. В каждой бригаде картошку садили, ячмень, горох, пшеницу, гречиху. Коней и коров держали. У всех жителей свои коровы были, свиньи, гуси, овцы, потому и жили неплохо. Хорошая деревня была! Из председателей колхоза помню Гаврила Федотовича Онищенко. Работала при колхозе и кузница, кузнецом был Иван Щитов. В столярке ремонтировали конные сани, этим тоже Щитов занимался.
Стоял в деревне и свой магазинчик. В разное время продавцами работали Клавдия Курлаева, Клавдия Ивановна Плешкова, Мария Ярославцева. Люди тогда трудились на разных работах: могли днём выполнять одну, а вечером приниматься за другую. На прилавках в этом тесном здании можно было найти крупы, сахар, печенье, конфеты. В бочках привозили растительное масло, вино, селёдку. За товаром ездили один раз в неделю в Викулово. У Эрны Фёдоровны и Владимира Яковлевича было 10 детей (8 своих и два приёмных), поэтому она носила из магазина продукты коробками. Особенно дети любили кусковой сахар, карамельки и подушечки "Дунькина радость". Ели сладости с выдачи, чтобы на всех хватило. Семья Камерцель была в Виноградовке самой многодетной, но и в других было в основном по 4-6 детей.
Окончание следует.
На снимке: жители Виноградовки
Фото из семейного архива Т. П. Киреевой