Не стирается из памяти Родина
(Окончание. Нач. в №1) Писем в те годы много писали. Почту возил Ефим Плешков (односельчане звали его дед Фин). Он был бородатый, и дети его побаивались.
Так повернулось колесо истории, что судьба мелких деревень год от года становится печальней. Стремительно идёт отток молодёжи в города, старики умирают, земли пустеют. Изучая старые карты нашего района, невольно удивляешься: как много было на этой территории очагов жизни!
И каждый неповторимый, непохожий на остальные. Но если берёзовые молодняки упорно скрывают тайны прошлых лет, то пожилые люди не отказываются делиться своими воспоминаниями. Малая родина по-прежнему живёт в их душах.
Не смолкает память и в сердцах бывших жителей деревни Кулики, что стояла в 7 км от Каргалов. Надежда Сергеевна Плесовских (Никитенко) в мыслях постоянно возвращается в прошлое. Её семья переселилась в Кулики из Смоленской области и прожила там много лет, а сама она – только до 14-летнего возраста. Но тем и запомнилось селение, ведь там прошли детство и юность, самые светлые, беззаботные годы жизни. Родной сторонки нет уже более полувека. И она не скрывает, что так хотелось бы вновь очутиться там, пройтись по длинной улице, поглядеть в окошко из родительского дома, погреться у тёплой русской печки…
Деревня перестала существовать за невыгодностью и удалённостью, как и тысячи других советских сёл в послевоенное время. Образовали её в 1845 году переселенцы, шедшие в Сибирь в поисках лучшей доли. Почему именно Куликами назвали они это место, неизвестно, но бывшие жители предполагают: кругом вода, и куликов много водилось, возможно, они и дали название деревне. Так она выглядела после войны: одна улица, дороги грунтовые тянулись вдоль реки Ик. Домики небольшие пятистенные, несколько избёнок и один крестовой дом Семёна Прудникова – всех вместе порядка 90.
Надежда Сергеевна родилась в 1953 году и говорит, что в годы её сознательного возраста домов на тот момент оставалось не более 30. Огораживал деревню от просторов плетёный частокол – плести из прутьев дешевле было, чем жерди приколачивать. Вокруг люди черёмухи насадили, и другие кустарники. И речка рядом, и леса грибные, и земля плодородная. Красивые были Кулики! Для прибывших из центральной России новый край показался раем. Однако в годы становления Советской власти более зажиточные крестьяне уехали, из старожилов остались Сиюткины и Балаганины. Все остальные пришлые крестьяне считались самоходами, они осели здесь гораздо позже, в конце 19-го – начале 20 веков: это Новиковы, Никитенко, Якименко, Точиловы, Лемаровы, Прудниковы, Кирпиченко, Букаревы, Кривых, Зародовы, Пономарёвы, Лотовы, Бастриковы.
Практически все семьи были многодетными – по 5-6 детей. Об этом рассказала ещё одна бывшая жительница Куликов Екатерина Ивановна Никитенко. Сама она проживала там с 1955 года вплоть до распада деревни (из Брянской области её привёз сюда муж, Виктор Павлович Никитенко). Она хорошо помнит, как протекали годы в деревне после войны. Во время Великой Отечественной на фронт ушли все трудоспособные мужчины, практически в каждом доме кого-то ждали. Вернулось всего несколько человек, в их числе Герасим Новиков, Василий Лемаров, Семён Прудников, Пётр Бастриков. Все помогали возрождать колхоз.
Так описывает это время Е. И. Никитенко: "Колхоз наш четыре деревни включал: Серебрянку, Южакову, Кулики и Новостройск. Председателем сначала Кузьма Тихонович Полуянов работал, потом перенял правление Николай Иванович Рыжук. При нём мы все жили хорошо, он умел управлять, и все праздники вместе с нами отмечал. Помню, 7 ноября мы, работники, сделали венки из колоса пшеницы, овса и ячменя и вручили их ему и агроному Николаю Хайдукову, как знамя нашего труда. Столько радости было! Работы в колхозе на всех хватало, и всё руками делали. Доярками работали тогда Александра Новикова, Раиса Кирпиченко, Валентина Сиюткина и Лидия Фёдорова, а я -- водовозом. Сено косили, дрова пилили, а сколько животных держали: и овец, и свиней, и коров! Накосить и своей скотине надо было, и в контору по сто центнеров сена сдать, по обмеру. И вперёд в колхоз, а себе уж потом. Но никто не жаловался, все друг другу помогали".
Если утром куликовцы с песней ехали на ферму и трудились там весь день, то вечерами собирались в сельском клубе или на лавочках возле домов. Екатерина Ивановна говорит: народ дружный был. То ли от того, что большинство переселенцев из одной местности пришли, то ли по другой причине, но и чужих здесь принимали, как родных. Все считались кумовьями. Например, в Серебрянке не заведено было такой традиции. Лучше всех на гармони играли Анатолий Сиюткин, Анатолий Лотов, Сергей Новиков, рассмешить односельчан запросто мог Евгений Новиков. Остальные пели и плясали. Бывало, сами придумывали сценки разные, садились в сани и на лошадях ехали в соседнее село Рябово. Там выступали с концертом. Ну, а пели военные песни и из устного народного творчества: "Расцветала жёлта вишня у окна", "Посеяла горошки близко над водою" и другие. Екатерина Ивановна вспомнила несколько строк из любимой куликовцами старинной песни:
Вечер вечереет, колышется трава,
Нет моего милого, пойду к нему сама.
Подойду к крылечку, встану у окна –
Все комнаты открыты, одна лишь заперта.
И та лишь запертая, где милый мой сидит,
Соперницу-подругу на коленях держит.
Соперница-подруга, разлучница моя,
Отбила у меня друга, страдай теперь, как я.
Как известно, такие напевы передавались в деревнях от поколения к поколению, и никто не помнит их автора. Любили петь не только вечерами, но и на гулянках. Дни рождения особо не отмечали, предпочтение отдавали религиозным и советским праздникам. Несмотря на то, что жили небогато, столы пустыми не бывали. Первым делом хлеб стряпали, шаньги пекли, в основном, с творогом и с клюквой, пирожки с мясом, с капустой и с картошкой, делали винегрет. А ещё ставили на стол чугун с борщом, томлёный в русской печке, и картошку с мясом. Все вкусности съедали под песни, разговоры и домашнее пиво. Хмель собирали по берегам Ика.
Надо сказать, в Куликах после войны голод никого не морил. В каждом дворе держали корову: молоко, сметана, масло свои были. Ловили рыбу, её и солили, и жарили, и сушили. Сушили также дары леса, в основном боярку, её мешками набирали, а зимой мололи на мельнице. Из молотых ягод варили квас и кисель. Без грибов в те годы вообще не обходились. Грузди солили в кадушках, белые грибы и боровики сушили в русской печке, опята отваривали и складывали на хранение в бидоны. Потому из магазина редко что несли домой. Продавцом в собственной лавке работал Семён Прудников, а в 60-е годы, когда магазин построили, торговала Пана Прудникова, затем Екатерина Афанасьевна Лотова. Надежда Сергеевна Плесовских вспомнила, что в годы её юности там можно было купить и пряники, и повидло, и какао, и фруктовый чай. Туда же она, будучи школьницей, яйца от домашних кур приносила. На вырученные деньги смотрела кино в клубе.
Стояла в Куликах и начальная школа. В ней научили читать и писать всех сельских ребятишек. В последние годы учителями работали Евдокия Фёдоровна Зародова, Галина Сиюткина. А вот своего медпункта в деревне не имелось. Фельдшер Валентина Вдовина могла оказать необходимую помощь, но для этого нужно было ехать в Серебрянку.
Официальная дата распада Куликов – 1971 год, только народ стал разъезжаться гораздо раньше. В 1960-х переселились в Каргалы и семьи Н. С. Плесовских и Е.И. Никитенко.
Сейчас о деревне напоминает улица Куликовская в соседних Каргалах. Когда-то колхоз построил там некоторым своим работникам из этой деревни дома. Однако бывших жителей, как таковых, в настоящее время встретить трудно – многие переехали в другие города и сёла, а стариков уже нет в живых.
"И вернулись бы в родную деревню, -- вздыхают оставшиеся куликовцы. – Пожили бы там, вспомнили шумное детство и трудовую юность…". И никак этого не сделать. Ни домов, ни людей -- только поле… Но не заросшее травой, как это обычно бывает на местах исчезнувших деревень, а засеянное пшеницей. Потому и дорога до Куликов сохранилась, хотя бы есть возможность у них постоять на любимой земле, а заодно грибов и ягод насобирать – не перевелись они ещё в тех богатых местах.
Фото из архива Н.С. Плесовских