Не стирается из памяти Родина
(Окончание. Нач. в №1) Писем в те годы много писали. Почту возил Ефим Плешков (односельчане звали его дед Фин). Он был бородатый, и дети его побаивались.
В январе в нашей газете появился новый конкурсный проект «Память обращая вспять». Мы предлагаем жителям района и тем, чья родина Викуловский район, окунуться в историю нашей земли. Присылайте материалы в трёх номинациях: «Путешествие в прошлое» -- воспоминания о деревеньках, которых нет теперь на карте района; «Творенье рук» -- о памятниках и зданиях, возведённых когда-то; «Ремёсла земли Викуловской» -- о ремесленниках и ремёслах, о традициях ремесла, передающихся из поколения в поколение. Ждём ваши работы. И сегодня мы рады представить первое воспоминание о старине…
Велика и богата наша Земля, и самое сокровенное то, что деревни, заброшенные от цивилизации на несколько сот километров, хутора, поселения хранили в себе тайные клады наших предков. А некоторые и по сей день хранят…
Живя в любом краю, люди гордятся своей историей, историей своего села, посёлка, деревни, как в народе говорят: каждый кулик своё болото хвалит. Но это то, что с детских лет запало в душу тех, кто до сих пор помнит свою деревню, деревню своих предков. Эти люди в настоящее время живут рядом с нами – они и есть живая история.
Кто, как не они, могут рассказать об образовании района, о становлении новых поселений и, конечно же, о своей однажды исчезнувшей, красивой деревне? Битьёво… Битьёво считалась самой северной точкой района. Деревня располагалась у древнего озера, которое образовалось меж "двугривенных понижений", вырытых водотоками многие тысячи лет назад. Жители когда-то существовавшей деревни рассказывают, что её название произошло в связи с тем, что на месте будущего поселения произошла большая битва, в которой погибло много народа. О чём свидетельствовали не единожды найденные в одноимённом озере Битьёвском железные кольчуги, каски, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней.
Деревня была образована в 1906 г. Это были ходоки из Кировской области. Кто пришёл пешком, кто приехал на попутном транспорте, добирались на новое место жительства из посёлков Кочки, Мерзляки, Куряни. Тогда была Омская область, Мурашинский район, Ореховский сельсовет.
Беседуя с супругами Усольцевыми Григорием Андреевичем и Феодосией Александровной (на снимке), узнаю, что предки ехали поездом до Тюмени, больше не хватило денег. Устроились в Тюмени подработать на элеватор, когда заработали – поехали дальше.
Сначала расположились на Граковке, затем переселились на Егизу. Оставив там женщин и детей, мужчины ходили, искали место, где построить деревню. Обосновались у озера, в котором было много рыбы. Раскорчёвывали огромные деревья, срубили одну хатку – малуху, в которой жили все вместе. Женщины же пекли хлеб и из Егизы за 15 км ходили пешком, приносили мужчинам еду. Мужчин называли по названиям деревень, откуда они родом. Например: Васька (Кочка), Ефим (Мерзляк), Леонид (Курень) и т.д.
Усольцев Григорий Андреевич приехал с отцом на новое место жительства в д. Битьёво в 1934 г., когда ему шёл третий годик. Здесь уже обосновались два родных брата отца Андрея Архип и Василий со своими семьями. Дорога была тяжёлой, поэтому приболела мать, которая всегда говорила: "Великое счастье, что до места доедем!". Ведь в Кировской области было жить тяжело и голодно, не давали земли для посадки зерна. А по приезде на место мать умерла в первую же ночь.
Год от года деревня росла и крепла. Здесь была очень красивая природа, большое количество ягод, грибов, а карась в озере был "отменной величины", и всё это можно было брать бесплатно. А сколько было черемухи в деревне – просто залюбуешься!
Дома выстроены были на возвышенном месте, откуда было видно озеро. Обзавелись скотом, стали сеять овёс, пшеницу, рожь, кукурузу. Построили ферму, но скот не пасли, а выгораживали большой загон – сюда и загоняли скот. Вся деревня была огорожена изгородью, на въезде и в конце деревни сделаны деревянные ворота.
Так как много сеяли зерна, были построены большие склады для хранения. Хлеб сдавали государству, а во время войны оставалось ещё зерно, чтобы прокормить своих жителей до нового урожая, высушив его на зерносушилках. В посеве и уборке урожая всегда присутствовала молодёжь. Люди приспособились к новой жизни и всегда считали, что их жизнь самая хорошая, весёлая, и ничто не мешало им работать, строить, отдыхать.
Приходилось много трудиться в колхозе им. Максима Горького. Если нужно было, то работали и ночью: косили сено на болотах, скирдовали его, заготавливали силос для скота.
Люди в Битьёво были работящие, помогали друг другу. Делали из бересты "босовики" -- это была их обувь, лёгкая и удобная. Делали также из бересты туеса, вёдра. Из осины выдалбливали лодки, которые назывались "долблёнки", обрабатывали их смолой. Дёготь и смолу тоже делали сами. Научились делать конные сани, веялки для вейки хлеба. В деревне были колодцы, их называли "казёнными", для общего пользования. А личные колодцы копали у себя в ограде. Вода в колодцах была чистая, аж синяя, и по вкусовым качествам отличалась от ермаковской. Но очень плохие были дороги, местами вообще было не пройти и не проехать. Жители деревни выстроили в сторону Ермаков мостовую, которая тянулась ни много ни мало -- 2 км.
Как и у всех, здесь текла размеренная трудовая жизнь с заботами и печалями. После работы собирались за околицей с гармошками, всю ночь до утра пели, плясали, водили "Разлуку". Сами сочиняли частушки, песни, стихи. До сих пор сохранилось стихотворение собственного сочинения Леонида Фарафонова – жителя деревни Битьёво, "Эх, деревня!".
Эх, деревня! Глушь лесная!
Топи да болота.
И кому тебя здесь строить
Было так охота?
Нет ни клуба, ни завклубом,
Нет ни танцев, ни игры.
Хоть бы в год раз по заказу
В глушь кино нам завезли!
Почта ходит очень редко,
Стареют все новинки.
Вещь простая – нет гармошки,
Нет и вечеринки!
Скучно, грустно и тоскливо
По деревне взад-вперёд
Летом бык колхозный ходит,
Как по речке пароход.
Заспались, глаза опухли,
В голове -- туман…
Нам наряды даёт утром
Бригадир Степан.
До обеда на работе,
Коней выпряжешь своих,
Зайдёшь в бригадную контору –
И до вечера сидишь…
Соловья, конечно, дело,
Баснею не кормят.
Ведь сидят, сидят в конторе,
Да домой-то ходят.
Домой придёшь – шубу скинешь
Или, может быть, тулуп,
А сам матери уж скажешь:
"Наливай-ка суп!".
Нарубаешься порядком,
А теперь что предпринять?
Чай сходить куда в деревню?
Иль уже ложиться спать?
Всё давно уж устарело,
Только слухами живём.
Из-за скуки и от злости
Сквернословим да плюём.
Темнота, невежество –
Общие сейчас,
А лучшее-то будет
Когда-нибудь у нас?
Когда этот любитель-поэт сочинял стихи, никто не знает, но я из рассказов бывших жителей деревни знаю, что молодёжь жила весёлой, радостной жизнью. Даже ермаковская молодёжь ходила пешком в деревню на вечёрки с бубном и тремя гармошками. Битьёвская молодёжь встречала их на мостовой, и водили "разлуку" с начала деревни и до конца. В Битьёво и своих гармонистов было много, учились игре на гармони друг у друга.
Были в деревне и свои пимокаты, валенки катали: Усольцев Пётр Васильевич, Попов Василий Константинович, Плехов Дмитрий Васильевич, Усольцев Григорий Андреевич, Перминов Василий Семёнович, Вычужанин Филипп Григорьевич, Усольцев Григорий Архипович.
Праздники гуляли всем селом: ходили на посиделки, на Масленицу пекли блины, катались с горы на деревянных санках. На Троицу водили хороводы, на Пасху "катали" крашеные яйца по специально выдолбленному лотку и взрослые, и дети. А также играли в игру "Солёное мясо", это старинная игра с лаптями, играли в "Ладышки", привезённые из Кировской области и сделанные из овечьих суставчиков.
Постепенно люди стали разъезжаться: кто выходил замуж, кто искал место получше. Эвакуированные из блокадного Ленинграда уезжали обратно. Ещё в 1956 г. в Битьёво насчитывалось 34 дома.
Была начальная школа 4 класса, старшеклассники учились в Ермаковской школе. В 1962 г. жители покинули красивую, ухоженную деревню. И Битьёво прекратила своё существование.
Жители бывшей деревни говорят, что причины разные: это и плохая дорога, и закрытие школы. Если доезжали до Ермаков, то до Битьёво шли от Ермаков пешком, а ведь в этих глухих местах водились медведи и волки.
Со временем вырубили всю черёмуху, которая оставалась расти и цвести, сохраняя память о когда-то существовавшей деревне. Всё перепахали под поля. Прошли годы, поля все заросли и пустуют опять же из-за плохой дороги без твёрдого покрытия. Очень жаль, ведь когда-то здесь была деревня и жили люди…Только иногда заглядывают заядлые рыбаки на озеро Битьёво.
Фото переснято Т. СУХОВОЙ