Единственная и неповторимая
Биографию любого человека составляют его дела, поступки. Поступки и дела, по В.Г. Белинскому, определяются воспитанием и, не в последней степени, требованиями жизни. Можно дожить до глубокой …
Когда будете в нашей деревне и спросите, где живёт Татьяна Ивановна Кунгурова, сразу никто и не ответит, не уточнив: "Какая именно? У нас их три". А если назовёте "Силанова", то сразу поймут, о ком идёт речь. Откуда взялось это прозвище, Татьяна Ивановна и сама точно не скажет. Знает, что дед её был Силан, отец – Иван Силантьевич, но земляки его звали Силаном, а отсюда – Силановы.
В январе этого года Татьяна Ивановна отметила 85-летний юбилей. Её родители – Иван Силантьевич и Анастасия Петровна прожили долгую жизнь, отец вообще был долгожителем, умер на 101 году. Кроме Татьяны в семье были два брата Яков и Андрей и две сестры – Степанида и Елена (в живых уже нет никого).
-- Наш дом стоял на том берегу Ишима, -- рассказывает Татьяна Ивановна. – Берег был крутой, стал обваливаться, тятя перевёз дом на это место, где он сейчас стоит. Когда стали организовывать колхоз "Искра", он отвёл туда 4 коровы и вступил в него. Отец всё время работал, вязал сети, фитили, благо река рядом, садили огромный огород. Картошка и рыба спасали семью во все времена, даже в самые голодные. Из конёвника пекли лепёшки, пробовали из боярышника, но нам они не нравились. Мололи черёмуху, боярку, собирали грибы, ягоды, сушили их на печи.
Помню, как ткали холсты из льна. Нитки накрасим корой – в коричневый цвет, серпухой – в жёлтый. Наткём холстов, мама сошьёт одежду, скатерти. А во Вьюшково был льнозавод, директором там был мамин брат Егор Петрович, туда со всего района возили лён.
Училась Татьяна Ивановна дома до 4 класса, до 7 -- в Балаганах, а с 12 лет началась трудовая биография этой женщины. Боронила, пахала на быках.
-- В субботу разрешали сбегать домой, -- вспоминает Татьяна Ивановна, --- а это 12 километров пешком. Прибежим, помоемся, одежду постираем, ещё не высохшую одеваем на себя и обратно. Неохота, а идти надо. А в войну так день и ночь работали. На тятю бронь наложили, он на всю деревню один остался из мужиков. Работал он в кузнице, а я ему помогала. Потом первым помощником ему стал пришедший раненным Федосей Михайлович Муромцев.
20 лет Татьяна Ивановна проработала учётчиком в тракторной бригаде. Работы хватало в те годы, поля не пустовали. Она хорошо помнит вернувшихся с войны фронтовиков, что потом работали в бригаде -- это Григорий Игнатьевич Парыгин, Василий Феофанович Вохмин, Дмитрий Васильевич Кунгуров. Позже пришли в бригаду Николай Алексеевич Кунгуров, Егор Кузьмич Мезец, Илья Николаевич Кунгуров.
-- С утра я обычно запрягала ходок и объезжала все поля, -- рассказывает бывшая учётчица. – Посевная площадь была в те годы большая, поля простирались от Заборки до Боровлянки, и надо было на каждом побывать…
Позже она и телятницей 6 лет работала, а с тех пор как научилась шить, себе одежду шила и односельчанам -- на заказ.
У Татьяны Ивановны – четверо детей. Александр и Светлана живут и работают в Тюмени, Ольга и Евгений – рядом с мамой. У бабушки Тани – 11 внучат, 4 правнука и 1 праправнук. Для своих внучат навязала Татьяна Ивановна целый мешок рукавиц и носков. Не привыкла без дела сидеть, вот и вяжет. А ещё за большим садом ухаживает, там у неё и малина, и клубника, и смородина.
Всегда у неё, как ни придёшь, пироги, испечённый в русской печи хлеб, сделан квас, и дом постоянно открыт для гостей.
До сих пор Т.И. Кунгурова не жалуется на здоровье и обходится пока без больниц. Хочется пожелать ей в этот юбилейный год оставаться такой же бодрой, приветливой и доброй.
д. Заборка
На снимках: Т.И. Кунгурова с отцом в юности; с племянницей
Фото из семейного архива