Единственная и неповторимая
Биографию любого человека составляют его дела, поступки. Поступки и дела, по В.Г. Белинскому, определяются воспитанием и, не в последней степени, требованиями жизни. Можно дожить до глубокой …
-- Ну, читай, чего там написано, -- тыкнул пальцем в клочок бумаги Семён (почтальон принёс ему "письмо", а малограмотный крестьянин не мог понять ни буквы). Почтальон развернул бумажку, а в ней шатким детским почерком написано: "Семён! Если ты не отпустишь Кольку в школу, то тебя оштрафуют!". Семён вначале оторопел, но тут же усмехнулся в догадке, от кого письмо.
-- Тьфу ты, Колька, ходи в школу, куда тебя девать, -- пробурчал Семён, отворачиваясь от почтальона, и стремительно зашагал по деревенской улице в сторону дома.
…Дело было в тяжёлые послевоенные годы. Только отгремела война, а нищета и голод ещё многие годы спутники советских сёл и городов. В крохотной деревеньке Мельникова Викуловского района Тюменской области в многодетной семье Семёна Покатова не особо хотели отправлять в среднее звено школы Николая, поскольку ни сапог, ни пальто на всех детей не хватало. Однако Николай настолько любил учиться, что пошёл на наивную хитрость, отправив батьке письмо с угрозами. И кто знает, возможно, в какой-то мере именно оно определило дальнейшую судьбу маленького школяра. Ведь не учись он дальше, не стал бы тем, кем стал… УЧИТЕЛЕМ.
Начался трудовой путь Николая Семёновича на Златоустовском металлургическом заводе, на Урале. Он отлично разбирался в технике и не сторонился тяжёлой физической работы, однако тянуло молодого человека всегда к педагогике. Полный сил и творческих разработок он пришёл в 1963 году в Викуловскую школу, на родину, уже проучительствовав два года. На тот период средняя одиннадцатилетняя школа была трудовой, политехнической, с производственным обучением в старших классах. И так как Николай Семёнович имел техническое образование, его назначили завучем по производственному обучению. Это было именно тем делом, к которому лежала душа.
"На производственное обучение отводилось в 9-х и 10-х классах по шесть часов в неделю, в 11-х – по семь, -- писал в воспоминаниях о тех непростых, но весёлых временах Николай Семёнович. – Для каждой параллели был выделен производственный день, когда с ребятами занимались только трудовым обучением. Профессии были разные: механизаторы (основной сельскохозяйственный профиль), вели уроки я и В. Е. Прокопьев; строители (Н. А. Чернов, В. Д. Чернов, П. Д. Репик); с будущими работниками торговли занималась товаровед из РПС А.М. Печёнкина. Базы для занятий, конечно, практически не было. Кабинет машиноведения совмещался со слесарной мастерской. В углу лежала куча деталей да таблицы". Не было удобств, но было огромное желание научить детей трудиться и дать им специальность, самую нужную в сельской местности. Дать навыки, которые бы отложились в памяти и применялись в жизни, – таковыми были основные принципы работы с детьми Николая Семёновича, да и большинства сельских педагогов того времени.
Базу для обучения улучшали, как могли. В совхозе "Коточиговский" Николаю Семёновичу удалось уговорить отдать школе два списанных комбайна и два гусеничных трактора, они и пошли на оборудование кабинета машиноведения. В итоге старания не прошли даром, и в 1964-1965 учебном году кабинет Покатова был признан лучшим в области. В нём был установлен полностью, за исключением жатки, комбайн СК-3 с разрезами, гусеничный трактор ДТ-54 в сборе с разрезами, двигатель на вращающемся стенде, также с разрезами, и секция кукурузопосадочной сеялки. Вдоль стен располагались стеллажи с деталями тракторов и сельскохозяйственных машин.
Работа с детьми начала набирать обороты и приносить первые успехи. В следующем учебном году на базе нашего викуловского кабинета был проведён областной семинар завучей по производственному обучению. И Николай Семёнович провёл двухчасовой открытый урок "по тракторам". Урок был оценён на отлично, и молодого трудовика включили в состав совета облоно. (В течение 15 лет он принимал участие в работе по совершенствованию трудового обучения, был всегда в курсе дел передовых школ области и лучшее стремился внедрять в своей школе).
Но теория есть теория. Без неё никуда. Но не будь у ребят практики, смогут ли они стать настоящими механизаторами? Периодическая печать того времени (в частности, журнал "Школа и производство") уделяли много внимания решению этого вопроса через создание ученических бригад. Особенно гремела на весь Союз бригада Григорополесской школы Краснодарского края. В ученических бригадах успешно решались многие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой, они вносили ощутимый вклад в развитие народного хозяйства страны. В коллективе ученической производственной бригады именно в реальных производственных условиях у учащихся формировались прочные умения и навыки по выполнению разнообразных сельскохозяйственных работ.
Николай Семёнович решил создать такие бригады в родной школе. На первый взгляд, это казалось невозможным, требовало немало сил, но идея настолько захватила учителя, что мечта стала реальностью довольно скоро. Одновременно с созданием достойного для обучения кабинета он начал работу по созданию бригад. Был избран совет бригады старшеклассников и заключён договор о сотрудничестве с колхозом имени Калинина, а также составлен план работы бригады. В течение учебного времени разработаны производственные опыты, в которых приняла участие Ишимская агрохимлаборатория. Осенью 65-го года школа продемонстрировала первые результаты своего труда. По завершении трудового года провели взаиморасчёты с колхозом, оплатили затраты на ГСМ, удобрения и прочее. Полученный доход от выращивания в основном картофеля перечислили на специальный счёт школы. (Эти средства в дальнейшем использовались на проведение праздников, спортивных соревнований, награждение участников и поездки ребят в города. Так, викуловские ребята благодаря ученической бригаде неоднократно бывали на экскурсиях в Москве, Ленинграде, Волгограде, Севастополе, Свердловске и Омске). Осенью 67-го на областном слёте ученических бригад викуловчане были признаны лучшими за распространение опыта "Хозрасчёт в ученической бригаде Викуловской школы". А спустя несколько лет Николай Семёнович вместе с ребятами представлял опытные исследования на ВДНХ СССР. Но дело не в "громких достижениях", ребята работали, общались, познавали профессию. Им это нравилось. И как говорят сегодняшние "ребята", уже пенсионеры (многие, кстати, механизаторы и растениеводы, некоторые даже руководители сельхозпредприятий), они полюбили землю, труд и свободу. И свою Родину. Ту, что с большой буквы пишется, и ту, что с маленькой.
1978 год стал значимым в жизни школы – это год открытия учебно-производственного комбината. Основными задачами УПК являлось "ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии". Один день в неделю старшеклассники занимались не в школе, а проходили обучение в УПК. По окончании обучения ученики сдавали квалификационные экзамены и получали свидетельство об овладении трудовой специальностью. Возглавил УПК в Викулово, конечно же, Николай Семёнович. Ребята, пройдя УПК, получали удостоверения продавцов, строителей, электриков, механизаторов, животноводов, птицеводов. Это было своего рода продолжением дела ученических бригад, но в то же время стало новым предприятием. И снова Покатов был первым, делился опытом в области и за её пределами.
…20 мая Николаю Семёновичу Покатову исполнилось бы 80. До большого юбилея он не дожил два месяца. До последнего вздоха УЧИТЕЛЬ не покидал стен школы, обучал теории водителей, он и известен последним поколениям викуловчан как преподаватель автошколы. Имя педагога занесено в Книгу Почёта Викуловского района. Каждый ещё издали узнавал его коренастую фигуру и спешил поздороваться. Казалось, этот человек будет жить и работать вечно, но…
"Мне чужды такие пороки, как зависть, злоба, месть человеку. Все мои помыслы направлены на добро, которое возвращается мне в той же форме. Вот поэтому я после проведённых уроков не чувствую головной боли, телесного изнеможения. Всегда бодр, может, слегка усталый, ведь иногда приходилось проводить по 12 уроков в день. Я никогда не сидел на стуле, всегда на ногах. Таков я и сегодня… Вместе со мной всегда была моя жена, Александра Гавриловна, учитель математики, моя опора. Вот основные принципы моей жизни, моей работы", -- первый и последний раз написал о себе Николай Семёнович 5 лет назад, в свой 75-й день рождения. Написал просто так, рассказ о себе. Да только не закончил, ведь мы всегда думаем, что многое успеем завтра. Рассказ не закончил, но все викуловчане знают его завершение, знают, что "за рулём" исключительно благодаря старому учителю Покатову. Теперь, надеюсь, благодаря публикации, каждый узнает и начало "рассказа" про человека, который другим людям давал образование, профессию – дело в жизни. Мы будем помнить Вас, уважаемый УЧИТЕЛЬ!
Фото из архива
Т. СУХОВОЙ