Единственная и неповторимая
Биографию любого человека составляют его дела, поступки. Поступки и дела, по В.Г. Белинскому, определяются воспитанием и, не в последней степени, требованиями жизни. Можно дожить до глубокой …
Прошло почти 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Нет села, нет семьи на территории нашей страны, которых бы эта война не коснулась. 27 мая ветерану Великой Отечественной войны Анатолию Трофимовичу Кожевникову исполнится 88 лет. Родился он в д. Старо-Щетниково, распавшейся в середине 20 века (находилась в 4 км от с. Чебаклей). В семье было трое детей: 2 дочери и сын, мать – домохозяйка, отец – секретарь сельского совета. Маленький Толя окончил Чебаклейскую начальную школу, ещё 3 года учился в Викуловской школе.
Отец ушёл на войну в 1942 году, тогда Анатолий остался единственным мужчиной в семье. Бросил учёбу, пошёл работать в Чебаклейский колхоз "Аврора". Там выполнял он всю колхозную работу: боронил, пахал, косил. В 1943 году вернулся с войны раненный отец, пришёл на костылях. А 20 ноября этого же года Викуловский РВК призвал и Анатолия на службу. До июня 1944 года проходил он курс молодого солдата в г. Куйбышеве Новосибирской области, учился на миномётчика. В июне пришёл приказ об отправке, и часть направили в Москву. Анатолий Трофимович получил воинское звание "ефрейтор", погоны к форме пришивал прямо в вагоне. Из Москвы отправили солдат в Белоруссию, в г. Борисов.
-- Нас погрузили в эшелоны и повезли на фронт, -- вспоминает ветеран. – Не доехали до переднего края, как окружили немцы. Мы успели убежать в лес, а они бросили в эшелоны гранаты – остались от вагонов только щепки. Пешком пришли мы на переднюю линию фронта, там нас разобрали командиры. Я попал в 787-й стрелковый полк. Миномётчиков им не надо было, сделали меня рядовым пехотинцем. Дали новую форму, выдали кирзовые сапоги.
Вот так и полетели военные дни Анатолия Трофимовича. Сквозь непроходимые лесные чащи, вдали от родных и близких, под бомбёжкой и обстрелами, сражались солдаты, продвигаясь на Запад. Разные задания выполнял Кожевников, был и пехотинцем, и артиллеристом, и связистом, и даже разведчиком, при этом не получив ни единого ранения! Судьба его уберегла. В госпитале находился, но по другой причине – мылся зимой в холодной проруби, простудил шею.
Вспомнил Анатолий Трофимович и такой случай из своей службы в 1945 году:
-- Пешком отправился наш полк на реку Одер, а на лошадях везли продукты и снаряды. Шли долго, а отдыхали только по 2 часа в сутки. По дороге попали под обстрел – немцы побили всех наших лошадей. На Одер пришли по льду. Немцы всегда строили дамбы, чтобы река не выходила на поля. В одной такой дамбе мы и окопались, и ждали, что фашисты нас добьют. Фашисты знали, что солдат в нашем полку мало. 6 февраля послали самолёты – они разбомбили весь лёд, чтобы мы не смогли выбраться обратно. Потом послали фрицы против нас 400 дрезденских эсэсовцев – узнали об этом наши разведчики. Командиры по рации попросили помощи, и нам прислали 5 пушек и людей. Фашисты снова пошли в атаку: человек 200, все, как на подбор, рыжие, без головных уборов, с автоматами, крепкие и высокие -- где-то под метр 80 ростом… Наши открыли огонь из пушек – ни одного немца в живых не осталось. Немного погодя, снова пошли в атаку, но уже короткими перебежками. Некоторых мы убили на подходе, некоторые успели выскочить к нам. Завязался бой, наших осталось только 25 человек, немцев же мы перебили всех, одного оставили для допроса.
Позже полк, в котором служил ветеран, расформировали, и он попал в артиллерийскую часть. В её составе дошёл солдат до столицы фашистской Германии. 1 мая 1945 года штурмом был взят Берлин, 2 мая немцы начали сдаваться. 8 мая на р. Эльбе советские солдаты встретились с американскими войсками, а утром 9-го командиры построили солдат и объявили, что война закончилась.
Но домой Анатолий Трофимович вернулся только спустя 10 лет. До 1947 года находился на службе в Германии, позже освобождал Украину от бандеровцев. Там, в Киеве, получил он звание сержанта, затем – лейтенанта, и так дослужился до звания капитана. На родину вернулся только в 1955 году.
Здесь назначили А. Т. Кожевникова сначала заместителем председателя Викуловского сельпо, а потом председателем сельпо в с. Ермаки. В 1961 году ушёл он в совхоз "Коточиговский", где и проработал до пенсии. Его общий трудовой стаж – 42 года. Женился на коточиговской жительнице Ирине Яковлевне, работавшей секретарём сельсовета, стал отцом её ребёнка. Позже у них родились сын Владимир и дочь Вера, которая сейчас заботится о пожилом отце.
-- Война – это ужасно, -- говорит Анатолий Трофимович. – Однажды я находился на задании с телефонным аппаратом: сапёрная рота неподалёку от меня строила мост через канал "Одершпрее", а я должен был сообщить командирам, когда закончится стройка. Но немцы неожиданно подорвали этот мост. Ни одного солдата не осталось в живых, их тела разорвало на куски. Я чудом остался жив. В первом бою меня не убили, и я понял, как действовать надо – когда падать, когда ползти. Не курил: махорку, которую давали мне, я отдавал товарищам, а вот когда в воинском звании повысили, пришлось научиться курить, чтобы запах от меня был как от порядочного офицера.
Всего у А. Т. Кожевникова два десятка наград за участие в Великой Отечественной войне, в том числе медали "За отвагу", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина" и многие другие.
На долю ветеранов выпали тяжелые испытания, но они выстояли и победили, чтобы мы сегодня могли жить счастливо. Сколько боли и страданий было пережито ими, нам не понять и до конца не прочувствовать. Перед нами стоит другая задача: сохранить память о той великой трагедии, и мы обязаны это сделать. С чувством глубокой благодарности мы желаем Анатолию Трофимовичу крепкого здоровья, всегда пребывать в хорошем настроении, заботы и любви близких!
На снимке: А.Т. Кожевников
Фото автора