За годами летят года…

С людьми старшего поколения по воле судьбы приходится общаться довольно часто, и меня всегда поражает их неприхотливость в быту: есть самое необходимое – и хорошо, от пенсии до пенсии хватает денег на хлеб и молоко – и ладно. Да и откуда взяться большой пенсии, если человек всю жизнь прожил в деревне -- ухаживал за скотом в колхозе или совхозе или работал в растениеводстве, а может в охране или кочегаром в какой-нибудь организации. Самая физически трудная и грязная работа в сельской местности никогда не предполагала большой зарплаты, а значит, и достойной пенсии.

Алексей Филиппович Соскин родился в далёком 1928 году в деревне Малиновке Озернинского сельсовета. Мать очень часто болела, и мальчишке из многодетной семьи было не до учёбы в школе. Рано начал работать – сначала подменял мать, когда она не могла из-за болезни выполнять работу в поле, а после окончания трёх классов Малиновской начальной школы стал самостоятельно работать в колхозе скотником.

В годы Великой Отечественной войны Алексей Соскин был подростком, и когда отца взяли на фронт, в семье он остался за старшего. Время было трудное, голодное, холодное, но жить как-то надо было, и он организовывал летом и осенью походы малышни в лес и поле, чтобы набрать грибов, ягод, съедобных трав. И сам после пятидневной смены возвращался с работы домой с полной котомкой пучек, язычек, листьев ивняка, иногда привозил ягоды земляники, клубники, малины, и тогда в семье был настоящий праздник, ведь сахар тогда был большой редкостью, самым сладким угощением была мелко нарезанная сушёная морковь.

-- Мы с напарником, таким же подростком, как и я, пасли в поле молодняк крупного рогатого скота. Через пять суток нас сменяли другие пацаны, а мы в это время отдыхали дома. Жили в вагончике, сами себе готовили еду из того, что брали из дома и находили в поле, в лесу. Место для выгона животных было выбрано удачное – большая поляна, окружённая почти со всех сторон болотом и кустарниками. Телятам некуда было уйти, и днём они мирно паслись на поляне, а на ночь мы загоняли их в огороженный жердями загон. Пасти старались добросовестно, ведь нам трудодни начисляли в зависимости от привесов животных: есть привес при взвешивании в конце месяца – получи больше трудодней, нет привеса – меньше трудодней. В конце года на трудодни давали зерно, которое потом родители возили молоть на мельницу в Ачимово или в Озерное, потому что своей мельницы у нас в деревне не было. Отец научил меня ставить морды-ловушки на водоёмах, поэтому рыба у нас была практически всё лето. Таким вот было моё детство. И юность, зрелость вся прошла в крестьянской работе. Может, и сейчас бы ещё жил в Малиновке, если бы не стала деревня разъезжаться. В 1970 году вместе с женой и двумя сыновьями я тоже перебрался в Викулово. Работал сначала в Викуловском райпотребсоюзе и на птицефабрике кочегаром, строил складские помещения, был сторожем во вневедомственной охране, а на пенсию ушёл из районной больницы, где ухаживал за подсобным хозяйством. Что поделаешь: образования нет, профессии тоже, а со скотом привык обращаться -- дело, знакомое с детства. Теперь вот живём вдвоём с сыном Юрием. У него в семье не сложилось, у меня полгода назад жена умерла. Так и остались мы без женской заботы. У сына предпенсионный возраст, с работой туго, живём в основном на мою небольшую пенсию…

5 февраля ветерану войны (участнику трудового фронта) Алексею Филипповичу Соскину исполняется 85 лет. Совет ветеранов первичной организации больницы поздравляет его с юбилеем и желает ему здоровья на долгие годы.

На снимке: А. Ф. Соскин

Фото Т. Суховой

Другие материалы по тегу "Старшее поколение"