Не бойтесь цифр вместе прожитых лет
Семья Шаденко образовалась 8 августа 1987 года. Пять лет назад мы писали об этой хорошей, дружной семье к её 30-летнему юбилею. Теперь Лариса и Владимир Шаденко отмечают уже 35-летие совместной жизни.
Всех людей старшего поколения объединяют голодное детство, ранний труд, военное лихолетье, безрадостные послевоенные годы, когда работать приходилось много, а деньги не платили. Каждый, кому сегодня за 80, прошёл через труднейшие испытания, выпавшие на долю не одного поколения людей.
14 мая этого года жительница села Нововяткино Клавдия Тимофеевна Литвинцева отмечает свой 90-й день рождения. Сколько за это время воды утекло, сколько всего пережито! Слушаешь юбиляра и думаешь: "Ну и крепкий же русский человек! Его ничем не сломить".
-- В нашем роду почти все были долгожителями. Мама прожила 94 года, папа – 80. А мне уже 90, возраст приличный, -- начала свой рассказ пожилая женщина. – Семья моих родителей была большая, в ней только детей родилось девять – четыре парня и пять девчонок. В ту далёкую пору много ходило разных болезней, дети рано умирали, ещё в младенчестве. Вот и нас в семье из девяти осталось только две девочки. Родители были трудолюбивыми, но безграмотными людьми, поэтому и нас грамоте не учили, зато мы с раннего детства знали, что такое крестьянский труд. Я начала работать в колхозе с 12 лет: полола колхозные поля, боронила на быках, пахала на конях землю, знала всю домашнюю работу, потому что у нас было своё личное хозяйство. В годы войны я была уже взрослой. Вместе с Полей Гилёвой мы работали трактористками. Сами понимаете – не женское это дело, физически трудное, особенно сложно было заниматься ремонтом. Новых запасных частей не было, латали старьём, поэтому поломки случались часто. Вставали чуть свет, ложились затемно. Домой возвращались чумазые, уставшие. Не до танцев было, не до песен, не до игр, только бы поесть чего-нибудь да лечь спать. После войны доила коров на колхозной ферме, пасла скот, косила вручную сено. На сенокосе быстрее меня никого в бригаде не было, поэтому первый прокос всегда доставался мне. Я ещё и гордилась этим. В молодости крепкая была, жилистая, а среди людей и личные неприятности легче переносились. У нас папа на фронте не был, но в трудармии на заводе травмировал ногу, поэтому одну ступню отрезали врачи, и он ходил на деревянном протезе. Мне его было жалко, и я по возможности старалась брать тяжёлую работу на себя. Мама, кроме работы в колхозе, умела хорошо шить одежду, и меня этому научила, поэтому вечерами, когда все отдыхали, я шила односельчанам то платья, то юбки, то рубахи. В личной жизни мне не повезло сразу: с первым мужем прожила совсем недолго, со вторым – 3 года, с третьим – 8 лет, а после решила: хватит, буду одна растить единственную дочь Лидию от первого брака. В ту пору мне было 28 лет. Хорошим помощником мне была бабушка Вера, мамина мама. Все годы мы прожили в Пестово, а когда умерла моя мама, я переехала к дочери в Балаганы. Последние 5 лет живу у внучки Ирины и её мужа Олега в Нововяткино. Дом большой, у меня своя комната. Я бы ещё и во двор выходила, только вот здоровья нет, ноги не хотят слушаться. Ко мне здесь хорошо относятся, я сыта, бельё чистое, постель тоже, а что ещё надо старому человеку? Я понимаю, что у всех свои дела, заботы. Олег вахтами работает на Севере, Ирина – продавцом в магазине. Недавно праправнучка у меня родилась у правнучки Нади, Сонечкой назвали, ей 4 месяца, такая милая девочка! У неё будет своя жизненная дорога, дай Бог, чтобы счастливая…
Незаметно проходит жизнь. И даже если в ней было много трудностей и невзгод, она остаётся в памяти каждого человека навсегда. Вот и героиня этой публикации будет до конца своих дней жить прошлым и верить, что следующие поколения, которым суждено родиться в наши дни, не повторят её судьбу. С юбилеем Вас, Клавдия Тимофеевна!
На снимке: К. Т. Литвинцева
Фото Т. Суховой