Искусственное осеменение в личных подсобных хозяйствах
Личное подсобное хозяйство -- одно из основных источников дохода для жителей сёл и деревень.
Семья Чураковых из Сартама – одна из немногих в селе, ещё не отказавшихся от ведения подсобного хозяйства.
Лет двадцать назад коровы, овцы, свиньи обитали здесь практически в каждом дворе, где возраст хозяев позволял заниматься животноводством. Теперь картина другая: большинство семей ЛПХ не держит. А Надежда Григорьевна и Леонид Николаевич "шаг назад" делать не хотят. Хотя и признаются: надо бы хозяйство поубавить. А не получается, потому что уже привыкли к такому укладу и напряжённому распорядку дня. Всю совместную жизнь они держали скот, и, выйдя на пенсию, не смогли представить, какой будет жизнь без него. Вот и решили: пусть будет!
Семейная жизнь Чураковых началась в 1976 году. Оба родом из д. Новоборовой, с детства знали все азы этого дела, помогали родителям, доили коров, косили сено – у каждого члена семьи, независимо от возраста, были свои обязанности. В родной деревеньке жили вплоть до 1983-го, а затем переехали в Сартам. Но с самого начала вели своё хозяйство.
-- Когда я пришла в семью мужа, мы и корову взяли, и пчёл развели – его дед подарил нам улей на свадьбу, - вспоминает Надежда Григорьевна. – Родила троих ребятишек, и всех их нужно было кормить, одевать, учить. Вот в этом нам хозяйство и помогало. Держали ещё свиней, овец, гусей, кур и тридцать пчелосемей, и при этом работали. У меня медицинское образование: и фельдшером работала, и медсестрой, а муж -- в колхозе.
Всё успевали, потому что в те годы по-другому жить хорошо просто бы не получилось. Все продукты дома были свои, молоко было куда сдавать – в колхозе им. Чапаева его принимали по неплохой цене, с реализацией мяса тоже проблем не возникало, потому и стимул заниматься животноводством был. Параллельно приучали к труду и своих детей. И даже сейчас внучата, когда приезжают в гости, до сих пор видят этот пример трудолюбия.
-- Моей внучке Насте, когда она была ещё маленькой, её мама сказала как-то в семейном кругу: "Вырастешь – не учись на медика" (она сама – врач-педиатр). А тётя добавила: "И на учителя тоже, тяжело в школе работать". Тогда она им ответила: "А я бабой Надей буду – только управляться да управляться", -- вспоминает Надежда Григорьевна.
Конечно, теперь Леониду Николаевичу и его жене также есть ради чего стараться: и внукам, и детям хочется помочь. Да и самим быть всегда с основными продуктами: мясом, молоком, маслом, яйцами. Поэтому и держат двух коров, 20 домашних куриц (и дополнительно бройлеров), 16 овец, 4 поросят, 6 пчелосемей.
-- Вообще нам это не тяжело, просто потому, что мы уже привыкли, -- делится хозяйка. – Я только дою коров и пою телят, всё остальное по хозяйству муж делает. Он целый день на ногах: то сено носит, то навоз убирает. Заготавливать корма нам помогают дети, техника есть своя – руками мало что делаем. А ещё зерно на паи получаем. Остальную долю докупаем.
Все знают, что горючее для сельхозтехники сейчас дорогое, поэтому владельцы ЛПХ говорят: сильно выгоды-то, конечно, от него и нет. Но тот доход, что идёт с продажи творога и других мясо-молочных продуктов, -- всё-таки дополнительная копейка в семейный бюджет.
Н.Г. Чуракова рассуждает: если бы молоко принимали без проблем, как раньше при колхозах, то держать коров ей было бы ещё больше в радость. А если бы и бычков гарантированно закупали у населения, тогда вообще была бы красота. Но пока никто этим благом сельского жителя не балует. И даже пастухов найти с каждым годом становится всё сложнее и сложнее. В этом году хозяева ЛПХ пасут своих животных сами: по дню за каждую корову (а их на всё село всего десяток) и по дню за пятерых овец. Вот и получается, что очередь подходит быстро – не успевают оглянуться, как надо опять выходить в поле. Но всё равно сейчас труд животновода намного облегчен, и это сартамские фермеры давно ощутили. В настоящее время их хозяйство – самое крупное в селе (среди подворий пенсионеров).
Всё-таки во многом благодаря этому простому крестьянскому труду родителям удалось поставить на ноги своих троих детей (все получили высшее образование и окончили институты с красными дипломами). А теперь частенько слышат от них: "Для себя хоть поживите, а не для хозяйства". В этом они согласны: от него никуда надолго не отлучишься, и сидеть сложа руки оно ни дня не даёт, а в пожилом возрасте хочется уже отдыхать. Не раз супруги над этим задумывались: убавлять поголовье, вроде бы и нужно – в связи со здоровьем, но жалко – всё-таки это неотъемлемая часть их жизни, то, без чего она будет совсем другой. И пока они сердцем чувствуют – не хочется этих перемен…