Не стирается из памяти Родина
(Окончание. Нач. в №1) Писем в те годы много писали. Почту возил Ефим Плешков (односельчане звали его дед Фин). Он был бородатый, и дети его побаивались.
Старые чёрно-белые фотографии Ольга Артемьевна Шимбалёва перебирает часто, хотя самые дорогие из них помнит наизусть. Они хранят тёплые воспоминания о беззаботном детстве, родителях, прадедах.
И вот, в сотый раз, берёт она в руки альбом – весточку из далёкого семейного прошлого -- теперь уже для того, чтобы найти подходящие снимки, сделанные её предками в деревеньке Ершова, ныне не существующей, и рассказать о ней читателям районной газеты. Умело обращается Ольга Артемьевна и с Интернетом. На странице в социальной сети "Одноклассники" опубликовала видео "История семьи Плесовских" (это её девичья фамилия). Небольшая по времени презентация рассказывает о семье деда по материнской линии. Повествование перекрывается фотографиями, передающими атмосферу той эпохи и самобытного селения, в котором жили ершовцы: традиционные деревенские застолья, сенокосы, вечера под заливистые трели гармони… Такие приветы из начала прошлого столетия так редки в наше время, а из тех мест, которые канули в лету, их вообще наперечёт. Поэтому смотреть на них и таинственно, и интересно, и немножко грустно. Ведь каждая деревня была уникальной! Очень жаль, что полная история таковых утрачена…
Ольга Артемьевна сейчас недоумевает: почему в своё время не поинтересовалась у родителей и дедов, откуда их предки пришли на эти земли, как их воспитывали в семьях, что особенного запомнилось им из детства? Не восстановить уже эту бесценную для потомков информацию. Но во многом помогло ей составленное для одной из дочерей семейное древо. Задали тогда ребёнку в школе задание, и Ольга Артемьевна обратилась к своей маме, она рассказала кого и как звали. В будущем эти имена помогли расширить родословную. А вот жизнью деревни тогда не поинтересовалась, о чём сейчас жалеет. Ведь именно оттуда идут её корни…
Ершова – деревенька старинная, почти триста лет прошло со времени её основания, и потому о том, кто первым срубил на той земле избёнки, кто и откуда к этим людям подселился с годами, чем занимались крестьяне после переселения – вряд ли кто-то уже расскажет! Но кое-что из последних десятилетий существования удалось восстановить.
Находилась Ершова в 8 км от села Каргалы, по правую сторону от современной дороги. Оформленных улиц как таковых не было, со стороны дома смотрелись как бы разбросанными по всему участку. Рядом – старица, неподалёку – река Ишим. Места живописные, животный мир богатый – на новой земле было всё, о чём могли мечтать переселенцы, двинувшиеся осваивать в те далёкие годы необжитые сибирские края. В краеведческих источниках сохранилось упоминание о появлении этой деревни: "В 1740–е годы через Викулово был проложен знаменитый Сибирский тракт. Около 1745 года возникает деревня Ершова". А в Викуловском музее им. А.В. Давыдова временем начала её истории называют 1737 год.
Предки отца О.А. Шимбалёвой – Артемия Терентьевича Плесовских -- пришли в эти края, когда деревня уже существовала. Известно, что 3 брата Плесовских переселились из Польши. Один осел на Сорокинских землях, другой – Усть-Ишимских, а третий выбрал Каргалинскую волость, деревню Ершову.
Своего деда по матери Григория Николаевича Плесовских Ольга Артемьевна помнит хорошо (умер в 94 года). Не удивительно, что фамилии дедов одинаковые, -- в современных деревнях тоже много однофамильцев. За время службы в царской армии ему довелось принять участие в русско-японской войне. На корабле "Варяг" служил канарейцем (отвечал за поднятие парусов). После службы за преданность, смелость и отвагу лично от царя получил награду: серебряную ложку и крестик. Детей у Григория Плесовских было много – 12. Поэтому найти тех, у кого последнего хранились эти предметы, теперь очень сложно. Главное, осталась память о том событии.
О жизни своей семьи бывший русский матрос рассказывал внукам. Жили в деревне неплохо: садили картофель, ловили рыбу, поэтому продукты были все свои, домашние. Вёл большое хозяйство, так как всех детей нужно было прокормить. Многодетного отца признали кулаком, раскулачили, но позже оправдали. Одежда у всех домочадцев была самотканная: и ткали, и шили женщины своими руками. Дрова заготавливали в лесу, в деревню возили их на быках. Примерно такой жизненный уклад был и у других ершовцев.
Кроме Плесовских, в Ершовой проживали семьи: Будиловы, Патраковы, Шумковы, Петуховы, Лотовы, Серебряковы, Левинцевы, Вдовины, Русаковы, Субботины, Орловы, Молчановы, Фокины, Вараксины и Корсуковы (последних – полдеревни). Это фамилии тех, кого смогли вспомнить бывшие ершовцы. В середине 20 века в деревне насчитывалось примерно 40 дворов. В образовавшемся колхозе им. Ворошилова держали коров, свиней, коней. Жители имели крепкие личные подсобные хозяйства. Позже появился в деревне небольшой магазинчик, построили и начальную школу. Люди жили, растили детей, трудились на своё благо и благо страны. Отдыхала молодёжь всегда весело и шумно. Когда ершовские ребята собирались компаниями у реки и пели заливистые песни, их слышали в соседних Бобрах. А потом бобровцы поговаривали: "Хорошо поёте, речка до нас доносит". По этой же водной артерии, на лодках перебирались из одной деревни в другую – чтобы быстрее было.
Дочь Григория Николаевича и Аксиньи Андреевны Плесовских -- Пелагея Григорьевна (мама Ольги Артемьевны) -- вышла замуж за Артемия Терентьевича Плесовских. Так породнились две семьи однофамильцев. В семье родилось шестеро детей, трое – в Ершовой, остальные – уже в Каргалах, в том числе и Ольга.
Во времена Великой Отечественной войны Артемий и его трое братьев: Иван, Андрей и Кузьма ушли на фронт. Домой вернулись все, кроме Кузьмы – попал в концлагерь, где и умер. В одном из своих стихотворений Ольга Артемьевна так отозвалась об отце и дядях: "Вся молодость парней прошла в родимом крае, умели отдыхать, работать и дружить. Всё делали с душой, себя порою забывая, поэтому среди людей смогли почёт и уваженье заслужить". По возвращении в родную деревеньку Артемий работал учётчиком в колхозе, избирали его и секретарём сельского совета. Среди односельчан слыл заядлым гармонистом, а жена Пелагея пела и плясала.
Жизнь шла своим чередом. Вроде бы и военное лихолетье люди пережили, но тут -- укрупнение колхозов. Колхоз им. Ворошилова расформировали, скот перевезли в Каргалы. Не стало работы, и деревня начала увядать. В поисках лучшей доли жители разбрелись кто куда. В 50-х годах родители Ольги Артемьевны тоже переехали на новое место жительства – в соседние Каргалы. Хоть и любили своё родовое гнездо, и уезжать не хотелось, но время диктовало свои условия выживания.
Одним из последних покинул деревню Иван Григорьевич Плесовских. Работал бригадиром колхоза, не мог оставить без присмотра оставленное на складах зерно. После его отъезда в деревне остался один житель. Окончательно Ершова перестала существовать в 1965 году.
Прошлые поколения, привыкшие передавать информацию устно, не оставили нам летописей жизней своих селений. Напиши они хоть пару строк каждый, картина была бы полнее. Теперь это приходится делать их детям и внукам. Хорошо, когда они, как Ольга Артемьевна, заинтересованы передачей истории исчезнувших селений потомкам. Это важно, ведь без малой родины у человека не было бы большой…
На снимке: Г. Н. Плесовских; А.Т. Плесовских; деревенские женщины с телятами
Фото из семейного архива О.А. Шимбалёвой