Не бойтесь цифр вместе прожитых лет
Семья Шаденко образовалась 8 августа 1987 года. Пять лет назад мы писали об этой хорошей, дружной семье к её 30-летнему юбилею. Теперь Лариса и Владимир Шаденко отмечают уже 35-летие совместной жизни.
В чём секрет долголетия? В хорошем здоровье и отменной наследственности? Наверное, и в этом тоже. Но вот моя собеседница Клавдия Алексеевна Мартьянова (на снимке), которой 18 февраля исполнилось 90 лет, затрудняется дать рецепт её большого жизненного пути.
Ничего вроде особенного не делала, жила, как и многие её земляки, в вечной работе и делах. До сих пор со слезами вспоминает, как они с мамой пережили трудное и голодное военное время, как примерзали порой ноги к опоркам зимой, а желание было одно — согреться и поесть вдоволь.
Много лет прошло, а всё помнится тревожное военное время, как ждали сводок с фронта, весточек от родных, как мечтали быстрее встретить Победу.
90 лет — возраст, достойный уважения, не каждому такой подарок преподносит судьба, сколько событий произошло за это время в истории нашей страны, и свидетелем всех этих событий была она — Клавдия Алексеевна…
Свою биографию она уместила на шести страницах рукописного текста, а написала её сама. Назвала "Прошли трудные годы, как вешние воды". Хотелось вспомнить, поделиться, хотелось оставить детям, внукам и правнукам.
"Я, Мартьянова (Толстыгина) Клавдия Алексеевна родилась в д. Волынкино (бывшей) в 1926 г. 18 февраля…, жили единолично, у деда была мельница на Красногорской реке. Жителям Волынкино нарезали землю за 15 км от деревни, и папа решил там строиться. Первые избы поставили И.А. Щитов и он, новую деревню назвали "Щитовка", туда мы переехали в 1928 г. Помню, у нас в ограду привозили снопы хлеба и молотили вручную… Ещё помню, как делали парёнки из репы, тогда это было самое вкусное лакомство. Картошки было мало, зато маку садили много — красным полем он, как огонь, горел за огородом. Его зёрнышки добавляли в пищу, мама стряпала с маком. Отец был грамотный — работал секретарём Волынкинского сельского совета, а мама была неграмотная…
Праздников тогда мало было, но вот как играл отец на гармошке, как катались на лошадях, как весело отмечали Троицу в деревеньке, расположенной среди лесов, Клавдия Алексеевна помнит до сих пор. Речки рядом не было, только ручей Чирыш, дикие утки жили прямо за огородами. Осталось в памяти и то, как жутко выли волки по ночам в лесу, у каждого было на дворе по две собаки, к ночи их отвязывали…Утром как-то мама разбудила — лось стоял у берёзы. Вот так и жили среди природы.
"Вот и новая жизнь — собирали народ на сходки, агитировали в колхоз, объединить всё свое хозяйство в одно — общее. Люди прятали хлеб… Двое из деревни не согласились, а остальные стали колхозниками. Председателем был И.А. Щитов, а счетовод -- мой папа.
Однажды пригнали в деревню трактор колёсный, наш дед увидел, начал Богу молиться, да меня заставляет, говорит: "Сатана к нам пришла…"…
В апреле 1941 г. у нас в семье родился 10 ребёнок, сестра Галя, а в июне уже началась война. Папу на фронт забрали в сентябре, в своём последнем письме он написал: " … Сегодня вечером мы заступаем в бой, прощайте, дорогие мои…". В марте 1942 мы получили похоронку: пропал без вести".
Всю войну Клавдия вместе с матерью работала в колхозе, тяжело было, голодно, как только выжили тогда… За день работы давали стакан муки, рвали траву, варили в чугунке и добавляли туда муку, вот это и была еда…Коровы не было, летом ходили в липняк, заготавливали лыко для лаптей, а плёл их для всей деревни один дед, он приговаривал: "Берегите, мол, лапти, тогда на неделю хватит, а если на покос только надевать, то подольше проносите…". Вот так и берегли "обувь".
Её дети до сих пор помнят случай с награждением лучших колхозников. Председатель объявил тогда передовикам, в числе которых была и Клавдия с матерью, кто желает — ждите награду, а кто нет — берите шерсть на валенки… Они выбрали валенки.
После войны работы не убавилось, тоже пришлось везде вкалывать: и на прицепе работала, и сено заготавливали девичьей бригадой, лес пилили. Трактор тогда чурками топили, сколько пришлось пилить: разбирали старые амбары, дрова нужны были сухие…
Деревню переименовали в Виноградовку, после 1949 года Клавдию поставили учётчиком, под её контролем были полевые и животноводческие работы. Вышла замуж в 1952 году, о знакомстве с мужем в её мемуарах тоже интересно записано. "Михаил Григорьевич Мартьянов, родом с д. Иковское, я его не знала, не видела, а заметил он меня на выборах в Березино, приехал сватать – я согласилась. Вот судьба". Гуляли свадьбу весело, на девяти подводах по деревне ехали, а на гармошке играл брат невесты.
С мужем прожила Клавдия Алексеевна 34 года, вырастили четверых детей: Владимира, Нину, Валентину и Галю… С детства мама для них была примером доброты, она научила, что всего надо добиваться своим трудом, что нельзя обманывать и нужно уважать тех, кто рядом с тобой.
Большую светлую комнату именинницы украшают портреты внуков, правнуков, в углу — иконы, а за печкой -- огромные тыквы. Теперь есть в доме и газ, и вода, всё это сделало её быт лучше, а помогли дети. Они частые гости в доме мамы, но не ждёт их Клавдия Алексеевна, сама тихонько дорожки к дому от снега чистит, сама ловко орудует метёлкой, не может сидеть без дела, не привыкла. И уговоры детей и внуков не действуют на неё. "Пока могу — двигаюсь…" -- так говорит она всегда, может, и в этом секрет её долголетия.
В семье Мартьяновых дни рождения всегда отмечали: собирались, шумели на кухне, готовились, говорили друг другу добрые слова. В этот юбилей дети и внуки решили сделать маме подарок. Как скромно говорит именинница: "В ресторане будем отмечать, -- и добавляет, -- в первый раз….". За большим столом соберутся все родные.
Человек, отмечающий 90-летний юбилей, достоин называться легендой. И не важно, герой он или нет, достаточно того, что он прожил такую большую жизнь. Неростую, полную встреч и расставаний, радости и слёз…
С юбилеем Вас, уважаемая Клавдия Алексеевна!
Фото автора