В преддверии праздника
Ежегодно накануне празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне специалисты центра спорта и молодёжной политики проводят среди учащихся нашего района конкурс патриотических плакатов и …
…Аккуратный, выложенный из красного кирпича крестовой дом, выгодно отличается от рядом расположенных по улице: ухоженный, со свежевыкрашенными калиткой, забором и палисадником; за окнами, выходящими на юго-восточную сторону, куда ни глянь, множество разных цветов на подоконниках. На углу дома – выцветшая "от возраста" табличка, дающая оценку данному строению: "Дом образцового быта", чуть пониже -- другая, почти "ровесница" первой, надпись которой гласит: "Здесь живёт заслуженный колхозник".
Да, проживает здесь в одном лице как заслуженный колхозник, так и заслуженный, почитаемый и уважаемый человек, жизнь которого можно ставить в пример сотням, тысячам людей, и по праву им гордиться, – Мария Дмитриевна Греченко.
…Хозяйка встречает в зелёном дворике, с улыбкой здоровается, проводит в комнаты: всюду порядок, чистота и свежесть. По такому поводу говорят: каждая вещь знает своё место.
-- Всё своими рученьками… Хоть и здоровье уже не то, -- вздыхает женщина, -- а вот привыкла к порядку. Спать не лягу, пока что-то не доделаю. И раньше, бывало, прибежишь с вечерней дойки, поздно уже, особенно зимой, поесть бы скоренько, да на боковую, отдыхать – утром опять чуть свет на ферму, так нет – сначала приберу, пыль протру, а уж потом и не до ужина.
Разговор как-то сам по себе перешёл в воспоминания.
-- Я ведь с раннего детства в труде. Нас у папы с мамой было восемь душ, водиться да приглядывать за нами родителям особо не досуг – в работе всё, и мы были предоставлены больше сами себе: старшие нянчились с малыми. Так и перебивались, – моя собеседница задумывается, словно возвращается в давно минувшие годы, потом продолжает, -- жили бедно, питались впроголодь. С горем пополам окончила я пять классов: больше на ферме да в поле была, чем за партой в школе сидела, а когда война началась, было мне неполных тринадцать лет, и вовсе ушла помогать взрослым доить коров, а уж в 1944 году оформили официально дояркой в колхозе "Свободный пахарь". Был такой в Викулово.
То, что выпало на долю Маши Бобровой (девичья фамилия) и её сверстниц в военное лихолетье, с трудом воспринимается разумом. Совсем ещё малолетние девчонки в осеннюю грязь, слякоть и зимнюю стужу дневали и ночевали в скотных дворах: вручную доили коров (на каждую – по десять-двенадцать голов), убирали навоз, таскали фляги с молоком. В голодные годы, когда с кормами было особенно плохо, резали лопатами, топорами болотные кочки, потом запаривали их и скармливали животным. Какая это еда! Многие из них падали, не выдержав такого рациона, их девчата поднимали на ноги верёвками… Не лучше обстояли дела и с наступлением весны, когда гурты выгоняли на пастбища – разве что холод не мучил, зато донимал гнус. В половодье Ишим разливался (коров пасли на его правом берегу), паром курсировал плохо, и иногда дояркам приходилось по нескольку дней жить в наспех сделанных шалашах или землянках. Кроме основной работы умудрялись заготовлять сено для колхозного стада (а только после выполнения установленного задания – 30-40 центнеров, только своей бурёнке и овцам), пилить дрова, копать и сажать огороды, вести домашнее хозяйство, растить детей…
-- После войны мужики, кто уцелел, начали возвращаться, полегче нам, девкам да бабам, стало, -- делится Мария Дмитриевна. – Но работа всё равно изматывала: сутками на ногах. Сейчас вот иногда думаю: как мы всё это смогли? Была ли у меня юность? В детстве работала, в войну – втройне работала, чтоб победу желанную приблизить, замуж в 1951 году вышла за Николая Андреевича Греченко – работа никуда не делась, а как дети появились – Галина и Валера, забот и хлопот к работе добавилось. Выходит, что юности-то у меня и не было, а была только работа? И дети разлетелись, и Николая своего схоронила, а она, работа, осталась. Но я не жалею об этом: моя работа, какой бы тяжкой она ни была, -- не грех, польза себе и людям. Ведь не я одна прошла через всё это – время было такое.
…В трудовой книжке М.Д. Греченко в разделе о трудовой деятельности значится всего две записи: "… 1944 год – принята дояркой в колхоз "Свободный пахарь"; 1983 год – уволена из колхоза имени Калинина в связи с уходом на заслуженный отдых". Редко встретишь подобное: 40 лет проработать дояркой в одном хозяйстве! Но главное, как проработать!
Многолетний и добросовестный труд Марии Дмитриевны отмечен многочисленными благодарностями от руководства разных уровней и рангов, памятными и ценными подарками, почётными грамотами, самая дорогая из которых для неё – Ленинская грамота "За самоотверженный труд в выполнении 5-летнего задания и в связи со 110-й годовщиной со дня рождения В.И. Ленина". Она обладатель нагрудных знаков "Победитель социалистического соревнования", победитель 9-й и 10-й пятилеток. Но кроме этого, есть и правительственные награды: медали "За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.", "Ветеран труда" и орден Трудового Красного Знамени, которого удостоилась она в 1973 году за высокие производственные показатели.
Мария Дмитриевна, будучи членом КПСС (с 1964 года), дважды избиралась членом райкома Викуловского РК КПСС, была и делегатом областных партийных конференций и областных съездов колхозников, участником различных областных торжеств. Так, в составе делегации Викуловского района побывала на праздниках в Тюмени, посвящённых 60-летию, 63-й годовщине и 65-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, а в 2007 году Владимир Владимирович Якушев лично, на торжествах в областном центре, вручил ей Благодарность Губернатора Тюменской области в честь Международного дня пожилых людей.
-- Многие удивляются, что я почти 40 лет проработала дояркой, -- подытоживает наш разговор Мария Дмитриевна. – Мол, не вынести человеку таких нагрузок, да ещё в военное времечко. Оказывается, можно. Да я и сама уж этому удивляюсь – как будто не со мной это было…
А.БЕРЕЗИН
На снимке: М.Д. Греченко
Фото Т. СУХОВОЙ