Авторота – честь и гордость района
Аркадий БЕРЕЗИН
09 апреля 2024, 10:00
I. Становление. Общее дело
Шёл 1954 год – очередной год пятилетнего плана экономического и социального развития СССР. Ещё ёмко ощущались вопросы, поставленные перед страной военным лихолетьем: нехватка материальных средств, инженерно-технических кадров, рабочей силы, плюс – обнищавшее колхозное крестьянство за годы Великой Отечественной… Но Советский Союз упорно двигался вперёд. Поднимались из руин целые города, возводились заводы и фабрики, гидроэлектростанции, ремонтировались и обновлялись железнодорожные магистрали и шоссейные пути. Держава переживала своё второе рождение.
Не оставался без внимания и вопрос реорганизации сельского хозяйства, поднятие его уровня до мировых стандартов. С этой целью правительство страны направляло в деревни и сёла своих лучших коммунистов, специалистов-аграрников, принимало все меры для поставок в хозяйства тракторов, комбайнов, автомобилей, строительства ремонтно-технических баз.
Не обошли стороной реформы партийных и советских органов и Тюменскую область с её хлеборобными районами, в том числе и Викуловским, в котором в те далёкие времена хронически не хватало даже самой примитивной техники. Вот что гласит выписка из решения Исполнительного Комитета Тюменского областного Совета депутатов трудящихся от 28 августа 1954 года № 549 (г.Тюмень): "На основании Постановления Совета Министров СССР от 22 июня 1954 года № 1240 разрешить Исполкому Викуловского райсовета депутатов трудящихся произвести отвод земельного участка площадью 1,5 га. Из землепользования колхоза имени Буденного под строительство Викуловской автороты". Так, в сентябре 1954 года на южной окраине с.Викулово был заложен "первый камень" под строительство автохозяйства, целью которого планировалось "…обеспечение вывозки грузов на железнодорожную станцию г.Ишима и отвозка со станции грузов в районы освоения целинных и залежных земель". Очень ответственные задачи того периода времени.
Из архивных документов автороты, датированных 23 числом сентября 1954 года:
"… Для выполнения всех плановых заданий предприятием получены 35 автомобилей ЗиС-5, 3 – ЗиС-15, 1 – ЗиС-150 (бензовоз), 1 – ГАЗ-51 (ремкомплектующий) и 1 – ГАЗ-АА (для нужд хозяйства). Территория для строительства производственной базы отведена на площади 1,5 га. Земли на левобережье реки Ишим (рядом с организацией "Заготзерно"). Работа началась…".
Работы по строительству материально-технической базы новорожденной Викуловской автороты "Союззаготтранс" начались сразу после принятия решения об её становлении без раскачки – в середине сентября 1954 года. Об этом свидетельствует докладная записка её командира – В.П.Печёрского Тюменскому управлению автотранспорта.
"…К ноябрю-месяцу построен склад-времянка для запасных частей, деревянный бокс на 31 машино-место, здесь же размещается токарный станок. В берегу реки Ишим пристроены времянки для ремонта аккумуляторных батарей, радиаторов, автокамер, проверки и наладки приборов электроконтроля. Из горбылей сооружена времянка-кузница и сварочный цех…".
Не забыл Вениамин Павлович сообщить в своём отчёте товарищам из управления и о людях Викуловского района, оказывающих различную помощь автороте на её начальной стадии рождения.
"…Районный комитет партии, в лице его первого секретаря М.И.Чазова, и райисполкома (Г.Д.Леонов) благотворно откликаются на любую нашу просьбу. Мы вместе строим планы на предмет расширения техбазы, привлекая к этому директоров МТС района и других организаций с.Викулово…".
Наряду со строительством базы, в автороте проводилась кадровая политика: подбирались специалисты разных профессий – механики, слесари, кузнецы, плотники, счётные работники и т.д. Так, к примеру, уже в сентябре техноруком (первым помощником В.Печёрского) был назначен Георгий Сергеевич Никифоров, начальником эксплуатации – Георгий Фёдорович Волынкин, бухгалтером – Г.Г.Жуков, контролёром-ревизором А.С.Алексеев, бригадиром строительного звена – В.И. Борков. Но главное внимание, конечно же, уделялось набору водительского состава. В этом, по словам командира автороты, ему неоценимую помощь оказывали сотрудники местной милиции и лично Иван Григорьевич Божко, её начальник, коммунист, фронтовик.
Первыми среди первых шоферов здесь были: Анищенко Фёдор Миронович, Алексишин Анатолий Максимович, Симбирёв Владимир Васильевич, Кашин Анатолий Максимович, Удрас Александр Августович ( в будущем – кавалер орденов "Знак Почёта" и Трудового Красного Знамени) и многие другие, которые работали на совесть, выполняя и перевыполняя сменные задания и социалистические обязательства.
Так, согласно отчётным данным, уже в первом году водителями автороты перевезено 26872 тонны сельскохозяйственных и промышленных грузов, выработан 1392241 тонно-километр!
Спустя три года, а точнее – 17 февраля 1957 года, Викуловская авторота была переименована в Викуловское автохозяйство, но задачи, стоящие перед её коллективом, остались прежними – работать на благо Родины.
II. На вершине славы. Ермольев
Бежало время. Росло и ширилось автопредприятие, хорошела его база. Уже было возведено капитальное строение для проведения технического осмотра машин, функционировала ремонтная мастерская, обновилась контора – служебные кабинеты администрации.
В апреле 1959 года был отозван в Тюмень для последующей работы в управлении В.П.Печёрский. Его должность занял Алексей Ермольев, работавший в автохозяйстве сначала кладовщиком, затем – диспетчером и начальником эксплуатации. Он с успехом повёл дело, начатое его предшественником. (Рассказ об Ермольеве – отдельно, Алексей Николаевич заслужил это).
Хозяйство преображалось на глазах. Вместе с десятком тёплых гаражей в 1961 году была смонтирована стоянка со шлако-щебёнчатым покрытием и, самое главное – с воздухоподогревом (на 58 машино-мест), который способствовал запуску автомобилей в зимнее время. (Характерно, что эта конструкция прекрасно работала до 1988 года!). На территории базы появился водопровод, следом – мойки для грузовиков; на краю – смонтирована пилорама, обустроены места для хранения леса и складирования пиломатериалов. Вокруг – чистота и порядок!
-- За порядком на территории Алексей Николаевич следил лично. Ранним утром, на заре обходил все площадки, и если чуть что не так – мусор, грязь, окурки валяются, масло разлито и т.п. – носом натычет, -- с улыбкой вспоминает прошлые времена старожил организации В.В.Шитов (в 1962-1965 годах – водитель, механик колонны; сегодня Владимиру Васильевичу – 83 года). Субботники, воскресники устраивали часто с привлечением комсомольцев, молодёжи райцентра, тротуары мастерили, аллеи из деревьев сажали… Самим нравилось, дисциплина – военная!
(Продолжение следует).
Другие материалы по тегу "На конкурс «Расскажу о родине моей»"
-
Законы человеческого бытия говорят: чтобы понять, куда идёшь, оглянись назад, вдумайся, от какой точки отсчёта начинается твоя биография, какова судьба твоих предков, куда уходят корни, питающие твоё становление, твою судьбу. Никогда не думала, что это так, но с годами поняла: очень важен генетический код, то, что заложено в тебя предками, даже теми, кого ты не знаешь.
Ольга ШИМБАЛЁВА, с. Каргалы
27.04.2024, 10:00
Читать далее
-
(Окончание. Нач. в № 29).
Аркадий БЕРЕЗИН
13.04.2024, 09:00
Читать далее
-
I. Становление. Общее дело
Аркадий БЕРЕЗИН
09.04.2024, 10:00
Читать далее
-
Тихая малая моя родина,
Ты, как песчинка, на шаре Земли.
Не спешат к тебе поезда,
Не плывут к берегам корабли.
У рек, озёр и речек мелких
Раскинулся сибирский этот край,
К которому весной …
Читать далее
-
Летят годы, им отпуска не надо. Кажется, давно ли мы отмечали 300-летие села, 90-летие района, а вот она – сотая дата района, на пятки наступает, а через два года и родное село 335-летие отметит.
Александра ГЕРАСЁВА, С. Викулово
23.03.2024, 09:00
Читать далее