Подвиг учителя

Общеизвестно, что любовь к Родине, как национально-государственному понятию, проистекает из любви каждого человека к крошечному уголку своей малой родины и это уже потом, по мере осознания принадлежности к народу-творцу и его великой истории, она вырастает в могучее и благородное служение Родине – патриотизм.

Одним из таких патриотов и был наш земляк Анатолий Васильевич Давыдов – создатель Викуловского народного краеведческого музея.

  Прожил Анатолий Васильевич всего 58 лет, и эти годы были, может, за исключением детских лет, годами унижения и ущемления его человеческого достоинства, слежек, арестов, судов и борьбы за право пройти по земле просто человеком и патриотом, быть самим собой.

  Что же это был за человек, в котором власть усмотрела некую угрозу, а простой народ шёл к нему, любил и ценил сказанное им слово?

  Родился А.В. Давыдов в первые годы Советской власти 8 июля 1925 года в деревне Покровка Викуловского района Тюменской области.

  И вот уже действительно, если западного человека можно соблазнить сытостью, то русского человека – только созданием на земле царства справедливости. Его отец, Василий Никитич Давыдов, свято верил в это и, будучи в своё время бойцом Красной Армии, работал председателем Покровского сельсовета, а мать, Матрёна Николаевна, вела домашнее хозяйство. Ещё маленьким отец научил сына играть в шахматы, а в качестве подарков были только книги, а однажды – красочный географический атлас, что, судя по всему, и послужило исходной точкой всей жизни, расширив богатое воображение деревенского мальчика.

 …Из воспоминаний вдовы Анатолия Васильевича Тамары Петровны Давыдовой, которые хранятся в музее, мы узнаём, что уже в то время он увлёкся разыскиванием птичьих гнёзд и коллекционированием птичьих яиц. "Обрабатывать тогда яйца не умел, и через месяц они испортились. С 3 класса Толю привлекли наблюдения за температурой воздуха, любил ходить вдоль ручьёв, искать родники, лазить по оврагам, обрывам, измеряя их высоту. Тогда же начал самостоятельно составлять планы местности и населённых пунктов. После  отличного окончания начальной школы толя перешёл учиться в Викуловскую среднюю школу…".

  А вот как вспоминает об этом периоде жизни А.В. Давыдова теперь уже его учительница русского языка и литературы Е.П. Волкова: "Толя учился отлично, но похвальных грамот не получал, как сын репрессированного отца…".

  Отца арестовали перед самым началом войны по линии НКВД. Через некоторое время оклеветанный Василий Никитич умер от голода в холодном лагерном бараке, а мог бы достойно сложить голову, уничтожая фашистов, сражаясь за любимую Родину.

  Позже, по запросам А.В. Давыдова, отец был реабилитирован в 1963 году, а в 1941, это вне всякого сомнения, был жестокий первый удар по его человеческому достоинству, наложивший отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

  Арест и смерть отца ничуть не расшатали в сознании юного и одарённого А.В. Давыдова незыблемость и веру в построение справедливого общества, но в силу сыновней любви его рана кровоточила, и хорошо зная отца, он отказывался верить в его вину.

  Началась Великая Отечественная война. Жить стало трудно, так как из-за ареста Василия Никитича семье было отказано в выдаче хлебных карточек.

  Окончив в 1942 году девятый класс, А.В. Давыдов пошёл искать работу. По рассказам мужа вспоминает Т.П. Давыдова: "Ему исполнилось 17 лет, а выглядел как 13-летний мальчишка. Спрашивал о работе очень робко. Обратился вначале в библиотеку, куда часто ходил. Заведующая обрадовалась, но через два дня в работе отказали. В РОНО нужен был статистик, но только холодно посмотрели. Мотористом кинопередвижки также не взяли. То и дело слышал в ответ: "А-а, это сын Васьки Давыдова, что арестован НКВД. Не-ет, не пойдёт!". Пришлось Толе с матерью работать подёнщиком: сено сгребать, крыши поправлять, картофель копать…".

  Будучи убеждённым патриотом, он с нетерпением ждал, когда военкомат вручит ему повестку, и он будет на фронте уничтожать врагов Родины, а заодно и загладить, если есть таковая вину отца.

  Когда, наконец, был вызван в военкомат, то тщательно скрыл от медкомиссии свои сильно обмороженные ещё в детстве пальцы обеих рук. Это ему удалось, Но его всё же вернули домой, как негодного  к военной службе. Очень стыдно было возвращаться.

  И опять возобновились попытки найти работу, дабы получить хлебные карточки, и опять: "А-а, это сын Васьки Давыдова…". И вторая попытка попасть  в действующую армию была для него неудачной, лишь с третьей попытки ему удалось-таки в декабре 1943 года прибыть на карельский фронт. В марте 1946 года А.В. Давыдова демобилизовали. За ратные подвиги был награждён медалями СССР: "За отвагу", "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией" и благодарностями Верховного Главнокомандующего.

  Из воспоминаний Т.П. Давыдовой: "В конце марта 1946 года Толя явился в Викуловскую среднюю школу в 10 класс. Успешно догнал в знаниях других учеников и сдал экзамены. Осенью этого же года Анатолий Васильевич поступил на 1 курс Омского педагогического института им. Горького на географический факультет. Благодаря уникальной памяти и блестящим знаниям, договорился в деканате в течение месяца взять у него экзамены за 1 курс, чтобы перейти на 2-й. в виде исключения это позволили, и он успешно с этим справился., мог бы ещё ускорить окончание пединститута, но больше уже не разрешили. В 1949 году он с отличием закончил пединститут".

  В годы учёбы Анатолий Васильевич познакомился со своей будущей женой Тамарой Петровной. Т.П.Давыдова, как и муж, закончила географический факультет, и по окончании института они разъехались и ещё какое-то время переписывались. Лишь в 1953 году связали свои судьбы. В их дружной семье родилось двое детей: сын Владимир и дочь Нина.

 О времени совместной учёбы Тамары Петровна вспоминает так: "Анатолий Васильевич, как и все студенты, материально был плохо обеспечен. Мать-колхозница не могла ему помочь, приходилось работать вечерами: где-то лекцию прочтёт, где-то грузчиком поработает или воспитателем в общежитии. Помогал матери. Любовь к родителям он пронёс через всю свою жизнь, сделав это и примером для своих детей. По окончании института его знали как отличного организатора, общественника, оставляли работать в школе г. Омска или горкоме ВЛКСМ. Но его тянуло домой, в Викулово – здесь мать, здесь своя природа, здесь было задумано заняться с учащимися краеведением, набраться опыта и учиться дальше…".

  В августе 1949 года А.В. Давыдов приступил к работе в Викуловской средней школе. Склеил доставшиеся ему четыре рванные карты, приделал к ним рейки, выручили и десять карт, что прикупил на свои деньги ещё в Омске. Совместно с учащимися соорудил первую в области географическую площадку с флюгером, метеобудкой, солнечные часы с горизонтальным и экваториальным циферблатом и другие установки, сделал несколько чучел, положив начало ещё одной школьной деятельности. Начертил белой масляной краской на доске контуры СССР, позднее – и карту обоих полушарий, придумал сам, как с ними работать учащимся. И впервые в стране педагог-новатор А.В. Давыдов, стал проводить уроки не в обычном классе, как практиковалось до него, а пока ещё в бедном, неказистом, но уже с применением многих карт и наглядных пособий географическом кабинете.

  Несколько позже, Анатолий Васильевич, обобщив весь свой накопленный педагогический опыт, издал свою методику преподавания географии в школе отдельной книгой-брошюрой "Уроки в кабинете географии", которая вышла в свет в 1955 году в Московском издательстве "Учпедгиз" тиражом 20000 экземпляров под рубрикой "Опыт передового учителя".

   Тамара Петровна не без удовольствия вспоминает, что на гонорар от издания этой книги они купили себе корову, так как в семье уже росли маленькие дети.

   "Большинство учителей, -- вспоминает Т.П. Давыдова, -- положительно оценивало его новаторство, но появились и первые завистники, тем более, что Анатолий Васильевич не умел хитрить. В пылу иногда не совсем тактично выражался о работе в школе, поэтому разные по складу ума, по морали и делам люди должны были рано или поздно прийти к конфликту между собой. Особенно Анатолий Васильевич не выносил так называемой приписки – "процентомании" по успеваемости учащихся.

  Так, в первый год, приступив к своей работе, он выставил 20 учащимся за первую четверть отрицательные оценки, но за вторую четверть их было всего три. Он не жалел времени для учеников. Наглядное и занимательное объяснение, более частая и требовательная проверка привели к резкому подъёму успеваемости по его предмету. Если в прежние годы никто не ходил на занятия географического кружка, то теперь для работы в нём приходилось строго отбирать школьников.

  Третья учебная четверть принесла новые успехи: он успешно провёл свою первую экскурсию в зимние каникулы с учащимися на лыжах, и кружковцы начали оформлять свой первый альбом-журнал географического кружка, но главное – во взаимоотношениях учителя с учениками царила атмосфера интереса, подъёма. Был настоящий бум в обучении географии.

  В последней четверти Анатолий Васильевич провёл большой географический вечер, собрал оригинальную коллекцию птичьих гнёздышек и яиц 50 видов. Провёл свою первую двухдневную экскурсию в июне на холм Чалпан, где установил факт первобытной стоянки.

  Кроме всего этого, он успешно занимался и общественной работой: преподавал взрослым  в райпартшколе, читал лекции для населения, был руководителем методобъединения учителей географии района, стал чемпионом района по шахматам и даже любил петь со сцены Дома культуры "Московский вальс", "Роз-Мари" и другие песни.

  "Но тут уехал директор школы, и руководители облОНО и райОНО, видимо, не нашли опытного педагога с высшим образованием, -- вспоминает Тамара Петровна, -- пришлось пригласить на эту должность Анатолия Васильевича. Он наивно думал, что его жадность к творческой работе руководители района поймут и не будут строить козни из-за мелочных вопросов и пустяков. Он ещё не представлял полностью, насколько неприятен районному начальству своей беспартийностью, прямотой суждений и репрессированным отцом.

  "Вы хотели, как будто, ещё в институте вступить в партию? Поработайте ещё директором школы, и мы вас примем", -- напутствовали в райкоме. Инициативный и заботливый, -- продолжает Тамара Петровна, --  он немало сумел сделать за время пребывания в этой должности. Не забросил и общественную работу. Особое значение придавал правильной оценке уроков всей педагогической работы учителей. Уже тогда он твёрдо становился на позиции оценивать работу каждого учителя не по выставленным ими же самими оценкам в классном журнале, а только по самой деятельности. Он уже тогда никак не сходился с любителями обо всём судить по "бумажным сводкам".

  Руководители района упрекали Анатолия Васильевича, что успеваемость в школе очень низкая, всего 70 -77%. Он глубоко возмущался несправедливым требованием высокого процента успеваемости, доказывал, что нужно требовать высокий уровень преподавания, а не ложного  завышения отметок, особенно четвертных и годовых.

  С каждым днём становилось всё очевидней, что руководители района, облОНО, райОНО, как только подыщут, поставят во главе школы "своего". Как только первый секретарь райкома намекнул, что его жене, устроенной в Учительский институт, нужен аттестат о среднем образовании, то он тут же убедился в его неподкупности и тут же меняет отношение к Анатолию Васильевичу в худшую сторону и ему утраиваются всевозможные козни. Ему отказывают в приёме в партию, а активу села как бы негласно объявили, что вот, мол,  какой он человек в партию стремился, а на партсобрание даже не соизволил явиться.

  Кроме того, он не выполнил распоряжение под грифом "секретно": распоряжение офицера РО МГБ, где указывалось на "засоренность" школы ссыльными немцами, репрессированными, предлагали уволить с работы немца-пианиста, ведшего несколько уроков пения в 3-4 классах, а немцев из технического персонала направить в колхоз. А.В. Давыдову было указано на "отсутствие классового чутья и должной бдительности", однако в мутном потоке недоверия людей и произвола руководителей к нему как-то наоборот привилось сознание равноправия людей и уважение человеческого достоинства.

  В конце учебного 1951 года А.В. Давыдов распрощался с обязанностью директора школы и целиком сосредоточился на преподавании географии и кружковой работе, по-прежнему, будучи доброжелательным, любящим шутить, но тем не менее настойчивым и требовательным.

  В третий год своей педагогической работы Анатолий Васильевич написал десяток статей на различные педагогические и краеведческие темы: "Об оценке работы учителя" (возвращённую редактором), "О  проверке и оценке знаний учащихся", "Наш географический кабинет", "Наблюдения за птицами", "Палеонтологические находки", "Экскурсии на холм Чалпан" и другие. Были созданы три журнала-альбома географического кружка с дневниками, собрана коллекция 90 видов местных птиц с оригинально оформленными картинками…

  Однако 5 мая 1953 года А.В. Давыдов получил выписку из приказа облОНО об освобождении его от обязанностей учителя географии.

  Сдаваться на милость грубой силе он не привык, и в августе этого же года он поехал в Ленинград для поступления в аспирантуру при Государственном пединституте им. Герцена, будучи уверенным в своей подготовке.

  Сдав вступительные экзамены значительно лучше своей единственной соперницы, он узнаёт от завкафедрой профессора Гуревича, что у него нет перед ней преимущества, так как она является членом ВКП (б), а он беспартийный.

  Анатолий Васильевич едет в Москву, попадая на приём к замминистру образования А.М. Арсеньеву со справкой о сдаче вступительных экзаменов.

  В октябре 1953 года он становится аспирантом Московского областного пединститута им. Крупской при кафедре методики географии.

  Кафедрой заведовал доцент Беренс, с которым у Анатолия Васильевича, помимо возрастных и нравственных различий, были и куда более важные идейные и научные  расхождения.

  Анатолий Васильевич решил ускорить сдачу кандидатских экзаменов и поставил официально вопрос перед кафедрой и его заведующим об утверждении выбранной темы – "Школьный кабинет географии".

  Все четыре кандидатских экзамена А.В. Давыдов сдал на "отлично. Доценты  внимательно слушали аспиранта, после чего В.С. Говорухин сказал ему: "Анатолий Васильевич, если о ваших знаниях будут знать другие, то у вас будет много завистников. Комиссия, конечно, ставит вам "отлично"!

  Материала для выбранной темы у Анатолия Васильевича было больше чем достаточно, и он пишет её в первый же год, но его научный руководитель Эрдели отвергает её, тогда Анатолий Васильевич пишет вторую диссертационную тему – "Внеклассная работа по географии с учащимися 8-9 классов". Из его работы следует: "…содержание внеклассных занятий должно непременно развивать любовь учащихся к своей Родине путём её углублённого изучения, например, как Алтай, Байкал и т.д.".

  И эта тема диссертации, как и первая, была отвергнута. Стали предлагать третью, но, устав от несправедливости, Анатолий Васильевич подаёт заявление об уходе из аспирантуры, мотивируя это разногласиями с Беренсом. О порядочности научного мира он теперь думает совсем иначе…

  Осенью 1955 года супруги Давыдовы приступили работать в Викуловской средней школе. Анатолий Васильевич вёл кружковую работу, ходил с учащимися на экскурсии и собирал различные экспонаты в своём кабинете географии. Напечатал статьи в журналах "География в школе", "Народное образование", в "Учительской газете" и местной районной газете.

  Вроде бы всё начало потихоньку налаживаться, но с августа 1956 года жизнь опять круто меняется. На традиционном собрании учителей по случаю начала нового учебного года зав.отделом пропаганды и агитации райкома был сделан доклад "О вреде культа личности в педагогике". Выступать в прениях никто не хотел, оно и понятно: кому хочется рисковать…И когда после перерыва председательствующий посоветовал А.В. Давыдову "сказать что-нибудь интересное", Анатолий Васильевич со свойственной ему открытостью и прямотой встал и сказал, что "о вреде культа личности в народном образовании ничего нового не услышали, и что президиум надо избирать демократическим путём, а не по заранее подготовленному списку. Разве нельзя было обратиться  к учителям, разве бы они избрали худший президиум? Я, например,  выдвинул бы старательного и авторитетного учителя Н.Г. Зырянова, Я считаю на учительских  собраниях нужно заниматься не слащавым пустозвонством, а конкретными, конструктивными делами! Пользуясь выступлением, я, например, предлагаю повысить зарплату всем учителям и техническому персоналу…".

  Это выступление было расценено как недовольство Советской властью, и через несколько дней на А.В. Давыдова было заведено дело. Началась настоящая травля. Каждое его высказывание среди учителей о вреде процентомании, о бедности школ, о малом расходовании средств на просвещение из госбюджета СССР незамедлительно ложилось в папку его дела доносительным листом.

  Зная характер Анатолия Васильевича, всевозможные стукачи и приспособленцы провоцировали его на какой-нибудь "острый" разговор и незамедлительно, по-лакейски относили бумажки. Он знал об этом, но ничего не мог поделать со своим честным и открытым характером.

  В августе 1957 года около города Тюмени состоялся первый слёт туристов-школьников. Юные туристы, возглавляемые А.В. Давыдовым, заняли на нём второе место по области, а по некоторым видам   соревнований – первое, привезли в школу дипломы и премии.

  1957-58 учебный год Анатолий Васильевич начал в особенно трудных условиях, ему поручили дополнительно вести уроки астрономии в трёх десятых классах, а тут вскоре для настоящего следствия-дознания в отношении его, якобы, антисоветских высказываний прибыл следователь.

  Приглашённые в качестве свидетелей чувствовали себя в большинстве своём перед Анатолием Васильевичем крайне неловко, одни не хотели участвовать в юридических делах, другие опасались тяжёлых последствий для своего коллеги. Но были и свидетели, желавшие отстранения Анатолия Васильевича от учительской работы, находились даже желавшие лишения его свободы.

  Следователь уже после того, как не раз называл высказывания Анатолия Васильевича "антисоветскими", в конце допроса задавал учителям один и тот же вопрос: " Считаете ли Вы высказывания А.В. Давыдова антисоветскими?", -- заранее зная, что получит утвердительный ответ, видя трусость, неразборчивость в политических и юридических делах свидетелей, складывая в папку желаемые протоколы допроса.

  В 1958 году А.В. Давыдов был сослан в Абалакскую среднюю школу Тобольского района. Условия были малоприятные: нет квартиры, нет любимого кабинета, но главное – не было рядом семьи. Спать приходилось на раскладушке в снимаемой комнате.

  После многократных заявлений в облоОНО лишь к концу учебного года был освобождён от  этой принудительной работы в главной мере по причине слепоты матери, у которой он был единственным сыном.

  По прибытии в Викулово работы в школе ему не дали. С огромным трудом в 1960 году устроился на работу в Доме пионеров, где  сразу же организовал кружки – теннисный, краеведческий и шахматный клуб.

  Для привлечения и развития полезных интересов школьников Анатолий Васильевич устроил постоянную краеведческую выставку и просил классных руководителей, учащихся, чтобы они посещали её. У этой выставки о каждом предмете, о каждом экспонате Анатолий Васильевич мог увлекательно рассказывать многие минуты и даже часы, однако не злоупотреблял этим, учитывая разные интересы школьников, обращаясь к ним за помощью  пополнять выставку предметами краеведческого содержания.

  В конце 1960 года его назначили директором Дома пионеров. Ему удалось организовать и новые кружки (пианино, духовой оркестр), и вместе с существующими ранее хоровым, танцевальным устраивать для школьников и взрослых райцентра по 10-12 концертов в год.

  Для шахматных соревнований Анатолий Васильевич выбирал только время каникул. Безо всякой погони за числом он по-настоящему подготовил свыше сотни шахматистов различных разрядов. Сам В.В. Давыдов  играл по первому разряду, благодаря прекрасной памяти, мог играть вслепую, что очень нравилось учащимся.

  "Для развития интересов школьников по краеведению, -- продолжает свой рассказ о муже Тамара Петровна, -- Анатолий Васильевич во все времена года проводил экскурсии: пешие, на лыжах, лодках, велосипедах, на автобусах. Был организатором слётов, на которых, помимо обычных туристских соревнований приучал учителей и учащихся к более сложным соревнованиям, давал знания окружающей природы, населения, экономики, истории. Как опытный педагог, он умело продвигал и методическую работу: проводил много различных семинаров со старшими пионервожатыми, учителями по кружковой и краеведческой работе, с работниками пионерского лагеря.

  И всё же слежка и козни против него продолжались, и после очередной стычки с заведующей облОНО, возникшей в разговоре при  обсуждении с ним так называемого  "липецкого метода обучения", Анатолий Васильевич сказал: "Я думаю, что Липецкую область сделали как маяк, как зацепку для выжимания высокого  процента успеваемости в других школах по всей стране. А ведь учителя и ученики там не лучше других, ведь страна-то одна. И ничего там нового не придумали, а  этой липецкой "липой" уже пахнет и у нас в Сибири. ЗавоблОНО  возразил: "Так Вы, может, и наши успехи в космосе считаете пропагандой?" -- "На мой взгляд, -- заметил Анатолий Васильевич, -- лучше бы часть средств, расходуемых на космические цели, всё же потратить с пользой на школы, больницы и продовольствие".

 Заведующий облОНО в отсутствие А.В. Давыдова посетил районный Дом пионеров и повелел выбросить оттуда "все эти кости" (кости мамонта, носорога, лесного тура и других видов древнейших животных, собранных в походах вместе с детьми) и устроить там "что-нибудь другое".

  Узнав об этом, Анатолий Васильевич заявил: "Краеведение с выставкой я считаю необходимым не только району, Дому пионеров, но и каждой школе, и выбросить оттуда кости можно только с моими". –и он опять остался без любимой работы.

  В 1963 году Викуловский район соединился с Абатским  и из нового райцентра прислали авторитетную комиссию. Комиссия на первых порах ухватилась за самое главное в работе – портрет В.И. Ленина. "Какое искажение облика вождя! – воскликнула проверяющая. – нужно сейчас же снять его!" -- грозно потребовала она.

  "Портрет в Доме пионеров висит с 1958 года, но пока об этом мне никто не говорил", -- вынужден был ответить Анатолий Васильевич. И опять, пока он передавал имущество Дома пионеров, начался подбор против него свидетелей и свидетельских показаний.

  Отложенное дознание шло своим чередом, и 24 мая 1963 года был сделан обыск в его доме. Для отвода глаз посмотрели на сочинения А.В. Давыдова, одежду и даже не поленились слазить на крышу дома.

  Постановление на арест решено было выписать, когда дети разбегутся на каникулы (учитывалась привязанность и любовь к нему детей). И пошло: взятие под стражу, этап до Тюмени, психиатрическая больница в г. Перми, предварительное следствие, судилище. Заседание суда было открытым и проходило в кинозале районного Дома культуры. Народ набился битком, чтобы поддержать Анатолия Васильевича, а многие, кому не хватило места, группами стояли у окон и дверей Дома культуры и не расходились.

  Дети на выходе, когда уже осужденного А.В. Давыдова выводили из дверей, пытались плотным кольцом оттеснить от него охранников с криками: "Не отдадим нашего Анатолия Васильевича!".

  Но не так то просто было сломать этого человека. Давыдов пишет заявление в Верховный суд РСФСР и по приговору решения суда в мае 1964 года его освобождают из-под стражи и дают два года ссылки в Лабытнанги. Однако, не признавая за собой никакой вины, он пишет новую кассацию и в августе 1964 года дело в отношении Давыдова Анатолия Васильевича прекращено за недоказанностью состава преступления и – наконец-то долгожданное возвращение домой…

  Я уже упоминал, что, добиваясь в высших инстанциях своей невиновности, А.В. Давыдову удалось попутно доказать и невиновность репрессированного отца, Василия Никитича, из-за ареста которого он и начал отсчёт всех своих житейских неудач и испытаний. Это была двойная победа Анатолия Васильевича над силами зла.

  Весь 1965 год и до осени 1966-го А.В. Давыдов был без работы. Её по прежнему не давали нив школе, ни в Доме пионеров, и он, тоскуя по любимому делу, помогал своей жене Тамаре Петровне проводить экскурсии с учащимися по селу Викулово.

  "А потом учащиеся, -- вспоминает Тамара Петровна, -- сами стали приходить к нам домой каждое воскресенье и просить Анатолия Васильевича возглавить экскурсию на природу, просили об этом и родители. Осенью 1966 года ему предложили работать на метеостанции наблюдателем за 60 рублей в месяц. Он не соглашался, но так как материально жили плохо, то под нажимом семьи согласился. Ночные дежурства наблюдателя отрицательно сказывались на его здоровье как занятие нелюбимым делом".

  В 1968 году А.В. Давыдов начал строить себе новый деревянный дом. Строил четыре года, и так как денег всегда не хватало, себя не жалел, подорвал здоровье. После операции мучился около года. Жизнью был доведён до крайности, так как понимал, что работать в школе больше не доведётся, и как только, буквально, выпросил, чтобы ему позволили вести шахматный кружок и краеведение, сразу же уволился с метеостанции, хотя стал получать вдвое меньше, но деньги Анатолия Василия никогда не интересовали. Он снова стал проводить экскурсии, заниматься историей района, сбором материала для будущего музея, который был задуман им давно.

  "Им впервые описаны и отчасти даны названия холмам района: Курганский, Красногорский, Малышевский, Слободской, Старо-Боровской,  Усть-Барсукский, Чалпанский, Шаньгин, Юшковский, Чуртанский. Он является первооткрывавтелем 5 стоянок первобытных людей, 45 могил в 7 пунктах. Здесь же собирались предметы быта и труда. Добился под музей двух комнат в Доме пионеров, чуть позже выделили и третью (не без помощи совета музея и Г.Я. Шантурова). В 1973 году музею было присвоено звание "народный". В трёх комнатах Анатолий Васильевич разместил 40 разделов, где было собрано около 10 тысяч экспонатов.

  Многое было собрано и сделано руками самого создателя, -- продолжает Тамара Петровна, -- например: рельефные планы, графики, таблицы, диаграммы, чучела животных и птиц, коллекция яиц и т.д. Анатолий Васильевич был честный, трудолюбивый, аккуратный человек. Так как в последнее время отдел культуры платил ему за ведение шахматного клуба 100 рублей, то он в первую очередь должен был отработать эти часы по шахматному клубу. С утра занимался музейными делами, после обеда вёл краеведческий кружок, за который платили 30 – 40 рублей. Взрослые и учащиеся приходили после второй смены занятий  в школе и после работы в 5-6 часов вечера. Уходил Анатолий Васильевич на работу в 9 часов утра и приходил домой в 9-10 часов вечера. Шахматы сильно изматывали его: надо было объяснять теорию, а потом показать на практике. То и дело он проводил районные соревнования, участвовали и в областных, и конечно, сильно уставал. Его часто просили играть на нескольких досках, играть вслепую, что требовало от него напряжения ума и памяти. Дома он часто говорил, что "шахматы меня доконают", но бросить их, значит, остаться без зарплаты, без средств к существованию. Так и случилось: два дня шли шахматные соревнования в г. Ишиме, а на третий – соревнования в Викулово. Умер он 6 декабря 1983 года".

 В начале 80-х свою малую родину – Викуловский район – посетил первый секретарь ЦК КП Литвы А.Э. Воос, и, оказавшись в музее, удивился россыпи собранных экспонатов. Смутили его убогость и теснота отведённого под музей помещения, и тогда он в присутствии Анатолия Васильевича обратился к областному руководству с просьбой построить здание по затратам двухкомнатной квартиры. Памятные моменты посещения краеведческого музея столь высоким партийным гостем хранит папка музейных фотографий.

  Случайно ли или по чьей прихоти, но не на одной из них нет честного и открытого лица А.В. Давыдова, а лишь красуется его облысевшая задняя часть головы, зато другие лица, не имеющие никакого дела к созданию музея, рядом с партийным гостем запечатлены по достоинству и всё как надо.

  Новый музей был построен в течение года и открыт, но Анатолию Васильевичу работать в нём уже не пришлось…

  Викуловский районный краеведческий музей не так давно по инициативе учеников А.В. Давыдова был назван его именем…

  Мы живём уже в другое время и в другой стране. Лучше или хуже  - в этом нет вины Анатолия Васильевича Давыдова. Думаю, дожив до сегодняшнего дня, он вряд ли одобрил бы развал всего, что было создано созидательным трудом народа. Жизнь его проста и бесхитростна, но за этой простотой кроется великий подвиг скромного сельского учителя, целиком отдавшего себя делу служения Родине и народу и оставившего в память о жизненном  пути творение души – народный краеведческий музей.

     

Другие материалы по тегу "А"