Вдохновитесь творчеством нашего земляка!

В музее -- персональная выставка деревянной скульптуры Алексея Котлярова

В Викуловском народном краеведческом музее им. А.В. Давыдова – новая выставка. Деревянные скульптуры представляет наш земляк Алексей Котляров. Он давно живёт в Самаре, показывал свои работы в музеях и на выставках в разных городах Урала, на фестивалях в Северо-Западном федеральном округе, и теперь его творчество "приехало" на малую родину.

   -- Отец – военный, и нашей семье приходилось переезжать с одного места на другое, -- рассказывает Алексей. – Когда мне было 12 лет, мы жили в селе Поспелиха Алтайского края. Именно там было много мастеров по резьбе по дереву, и я начал заниматься. В основном это была геометрическая резьба. А к скульптуре я "пришёл" лет в 26, до этого лепил из пластилина и гипса.

   На пустом месте талант не рождается. Творческие способности в семье берут начало от дедов и прадедов. Сестра Алексея – Юлия – прекрасно рисует, и брат считает, она состоялась как художник. Мама Тамара Николаевна – вышивает, отец Николай Кондратьевич тоже умеет резать по дереву, просто дальше способности не развивает. А Алексей увлёкся, и без этой страсти уже жизнь свою не представляет. Хотя считает, в  такой работе – 20% таланта, а 80% -- труд.  

   …Смотрим экспонаты выставки, и это в основном исторические герои, исторические события. Вот масштабная композиция "Ледовое побоище". Русское войско против шведского. Сколько здесь фигур! Нужно же продумать и сделать каждого героя общей "картины". А вот "Бурлаки на Волге". На лицах фигурок боль и страдание от тяжёлой физической работы. Здесь – скульптура Василия Никитича Татищева, основателя города Ставрополя-на-Волге, современного Тольятти.

   -- Это одиночная скульптура. В Екатеринбурге Татищев всем понравился, -- рассказывает Алексей Котляров. – Скульптура одиночная, хотя должна была быть в композиции, и Татищев должен был в ней выступать как основатель города. Но композиция у меня "встала", и теперь я каждый раз рассказываю о своих недоделках, -- шутит мастер.

   Откуда Алексей черпает идеи? Вначале было всё просто – картины великих художников. Алексей учился понимать, как художник выстраивает композицию. Потом начал уже сам композиции строить и дерево подбирать. После трёх-четырёх "копий" началось уже своё творчество.   

   Материал для работы? С этим проблем у мастера не возникает.

   --  Легче всего работать с липой, осиной. Резчики чаще всего именно с этих пород начинают. Некоторые продолжают. Я отдаю предпочтение твёрдым породам: вяз, вишня, дуб, орех, граб. У меня работы маленькие, а чтобы их "проработать", нужна очень большая плотность дерева. Как подготавливать материал? Разные варианты. Если взять композицию "Ледовое побоище", "мелочь" была создана из кусков от мебельного производства. Обломки выкидывают, мне жалко, я беру себе. Или вот в городе идёт спил деревьев, я смотрю, мне опять жалко, беру. Материал лежит, сохнет несколько месяцев, а потом я с ним работаю.

   Где же хранится у Алексея материал? Своей студии у него нет, всё лежит дома на двух балконах, семья привыкла. Для мелкой скульптуры, говорит мастер, особо студии не требуется, вырезает сидя, держа работу на коленях. Приходит, конечно, в студии на занятия, но в основном дома. Или в командировках в гостиницах, или в кругу друзей за беседой, все это воспринимают как должное. Есть вдохновение – Алексей Котляров творит, нет вдохновения – полгода может за работу не браться.

   -- Есть идея заняться карвингом – резьбой бензопилой по дереву, -- делится мечтами и планами художник. – Тогда, конечно, нужно будет большое помещение. Карвинг – достаточно модная тема, даже фестивали по нему проходят, и там можно даже зарабатывать. Меня зовут, говорят, научим. Пока же я выбрал путь музеев и выставок, и больше трачу, чем зарабатываю. Хотелось бы, чтобы выставки носили регулярный характер. И поездки! Это ещё для меня туризм – новые города, люди, резчики, я уезжаю с вдохновением из любого города.

 Трудно сказать, сколько работ уже у Алексея Котлярова. Они постоянно появляются. Некоторые – в "полузатухшем" состоянии. Некоторые – постоянно с собой. В работе – 10-15 композиций… Чтобы композиция "дошла до конца", мастеру приходится немало трудиться. Одиночные скульптуры сделать гораздо проще. Но всё впереди! Если страсть к резьбе по дереву живёт в человеке, она и будет жить. И опыт накопится, и поездки-фестивали будут разные, и встречи. Приходите в музей на выставку Алексея Котлярова. Нет смысла описывать все его работы, их надо увидеть и понять замысел мастера. Удивитесь и вдохновитесь творчеством нашего земляка!

                                                                                                                   

Теги: Культура

Другие материалы по тегу "Культура"