С чего начинается Родина?

Колесо истории движется только вперёд. Вернуться к прошлому можно только через человеческую память.

Поехали: жизненная история, к которой я хочу прикоснуться, покажется беспроблемной. Но это лишь воспоминания минувших лет, а  строки истории всегда несут в себе определённые чувства и знания и благодарность минувшему.

   Редакционная машина везёт меня по викуловским улицам на Октябрьскую. Живёт здесь семья Незамятиных. Хозяйка Ирина Незамятина (в девичестве Бауэр), всё детство  и отрочество мы провели вместе.

Немного истории

   В начале Великой Отечественной войны власть депортировала более миллиона немцев из южных районов страны большей частью в Сибирь. Без пересадок поезд доставил депортированных до станции Ишим. Семьи прибывших распределили и в Викуловском районе по сёлам  Поддубровное, Чуртан, Березино… Семья Бауэр оказалась в селе Калинино. Колхозный бригадир Калинин определил их на жительство в свою баню, дали корову, работу в колхозе. Глава семьи Бауэр Яков Кондратьевич с женой Лидией Ивановной растили четверых детей: Виктор, Ирма, Эрна, Эрика (Ира, так мы её звали всю жизнь). Родина их – село Франк Волгоградской области. Иринке было всего шесть месяцев, когда она стала "сибирячкой". Трудности жития осложнились, когда отца забрали в трудармию на семь лет. Только в 1948 году он вернулся в семью, затем  перевёз её в  Викулово, в центр села на ул. Старо-почтовую, в двухэтажный деревянный дом  на 1-й этаж, почти подземельный (окна находились на уровне земли), по лесенке опускались вниз, в две комнаты. Большая комната служила и жильём, и кухней с большой кирпичной печью, в дальнем углу стоял сундук с вещами, покрытый самодельным покрывалом, между окон – обеденный стол, внутренняя дверь вела в маленькую спаленку, где стояла железная родительская кровать, на которую складывались все спальные принадлежности с горой подушек. Мебель – самая  простая, а на сундуке часто сидел  отец. Лидия Ивановна всегда угощала национальными постряпушками нас, детвору соседскую. Нам нравилось бывать у них, ощущать их радушие и приветливость. Чистота в их доме была идеальная, и  мы всегда свои обуточки снимали у порога или в сенях.

   На верхнем этаже проживала учительница Апфия Эрнестовна Громоздова (Витталь), любимая наставница сельских учеников. Соседство было обоюдно полезным – помогали друг другу выживать. Их огороды, довольно большие, располагались от двора вниз  к базарной площади, под горку. Росло там всё – от картошки до разных овощей. Порой, пробегая между рядьев к базарке, успевали отщипнуть горошек или бобы.

   Рядом с базаркой стоял мой дом, и разделяла наши жилища только базарная площадь – легендарное  место для районных празднеств и ярмарок. По периметру окружена довольно высоким деревянным забором и с огромными воротами, которые на  ночь запирались на замок базарничихой Пестриковой (звали её в народе Пестричиха), её внучка Света была нашей подружкой (она утонула в реке Ишим). Недалеко от ворот  у магазинов стоял высокий столб, а наверху металлический громкоговоритель (радио), из которого целыми днями лились музыка, новости, разные радиопередачи, что делало нашу босоногую жизнь радостной. Наша компания (и не только) любила играть вечерами на закрытой площади базарки в кислый круг,  прятки, салки, классики, бегали по лавкам и прилавкам… Рядом, через забор, стояло деревянное здание нашего любимого Дома культуры, с торца его был пристрой из 2-х этажей, где были директорская, комнаты для культработников, а позднее музыкальная школа. Кстати, мы  были заядлыми артистами с детских лет. Всей культурой руководила Клавдия Григорьевна Вержбицкая (Чикирева, уроженка с. Чебаклей). При ней "гремела" на всю область культурная жизнь села.

Вернёмся к истокам

   Старо-почтовая улица (теперь  ул. Ленина) была одной из главных улиц. Напротив дома Бауэр располагался деревянный двухэтажный "Заготскот", куда сельчане сдавали  излишки с огородов и хоздворов. Рядом длинный жилой барак, в одной из  комнат жил "гроза" всей ребятни – Федька Абакумов, мегаличность той поры. Рядом с бараком (напротив РДК) примостилась избушка нашей подружки Люды Коряковой. Мама её Мария Васильевна Баева-Корякова работала медицинской сестрой. И когда мама уходила на работу в ночную смену, мы по очереди ночевали с Людой, где были сладкий кисель и всякие вкусняшки. Теперь на этом месте  красуется "синеглазая" районная библиотека.

   Судьба нашей красивой Людочки  счастливая, но с горьким концом. Окончив в Тюмени кооперативный  техникум, вышла замуж за курсанта военного училища. Родились сын и дочь, служили по заграницам, а на пенсии жили в Белоруссии. Муж Анатолий (подполковник) умер уже будучи пенсионером, затем умер и сын, позднее дочь, а ещё раньше и мама Мария Васильевна. Так уж сложилось… В нашей компании были Света Сидорина, Валера Хоммик, Боря Шубин, Света Шумилова, Зоя Чернышова, Шура Лапудёв, Лёня Ярославцев, Роза Вальтер, Лиля Фрицлер и другие. Мы были очень дружны (хотя были и ссоры, и обзывалки). Активно работали все на опытных огородных участках в школе, участвовали в спортивных состязаниях – и зимой, и летом. Время было такое – дружба чистая, честная ценилась. Воспоминаний много, непроизвольно хочется о многом сказать, но вернёмся к Ирине.

Семья

   Учиться в Викуловской школе ей пришлось со 2-го по 4-й класс в старой начальной школе – красивое одноэтажное здание на территории школьного стадиона, с печным отоплением, с большим залом, где на переменах водили хороводы, играли. Помню, наш любимый учитель Лощаков Михаил Григорьевич объявил о смерти вождя Сталина. Рёв слёзный был всеобщий. После уроков двоечников оставляли на дополнительные занятия, другие бежали на разные кружки и спортивные секции (тогда всё было бесплатно).

   Дома тоже хватало работы. Ира была девочкой чрезвычайно трудолюбивой. Отец тяжело заболел (работал в колхозе на стройках, донимала его астма, сказались также тяжёлые годы в трудармии), и 5 апреля 1962 года Яков Кондратьевич ушёл из жизни. Пожилую маму надо было поддерживать, и, окончив 7 классов, Ира устроилась рабочей на кирпичный завод. Было это в 1958 году. Там же встретила судьбу всей жизни Николая Милостиновича Незамятина, работавшего в столярной мастерской. Привлекли Ирину его воспитанность, серьёзность, выдержанность, трудолюбие. Года два дружили, ходили, взявшись за руки. Свадьбу сыграли в 1962 году. Жили у родителей Николая дружно, спокойно, в уважении к старшим. Мама Иры тоже жила с ними. Жили все на ул. Радищева в небольшом пятистеннике.

   Родители Николая Мария Ивановна и Милостин Петрович были примером для молодых во всём. После смерти жены тесть жил до 93-х лет  в семье Николая и Ирины, у которых уже подрастали две дочки, Надя и Оля, которых дед с любовью помогал воспитывать. И своим пятерым детям – Людмиле, Нине, Коле, Марине, Анатолию – уделял внимание. Сын Нины – Геннадий Шантуров, племянник Николая  (знаменитый земляк, руководитель областной шахматной организации, талантливый музыкант) часто бывает в доме Ирины.

   Кстати, муж Ирины Николай Милостинович тоже был заядлым, талантливым  шахматистом, одним из лучших в районе.

   Тяжёлая работа на кирпичном  заводе не пощадила хрупкую фигурку Ирины. В 1978 году её одолела  болезнь Боткина, перевели её на  более лёгкую работу в контору счетоводом-расчётчиком. В Тюмени окончила  бухгалтерские курсы, получив заветные "корочки", до пенсии трудилась на родном предприятии.

   19 лет она возглавляла ветеранскую организацию, отдавая ей своё личное время, энергию, желание помогать людям, безвозмездно решая их жизненные трудности, и лишь в 2021 году она оставила эту общественную должность.

   Всю жизнь она отличалась своей преданностью семье, детям, мужу, родным, единственному  месту работы и ветеранскому движению – завидная счастливая судьба  настоящего человека и гражданина  своей страны. Есть у нас с кого брать пример делать жизнь!

   А как не вспомнить то время, когда тяжело заболел муж, а стройка своего большого дома, начатая в 1972 году, легла на плечи Ирины. Выдержала и это! После годовой госпитализации  в Свердловске Николай  получил третью группу инвалидности, позднее стало легче шагать снова в жизнь. Дом достроили в 1974 году – красавец на улице Октябрьской… Семейная мечта  сбылась. Кухня, три комнаты светлые, обставлено всё со вкусом.

   Во дворе всё под метёлку чисто, банька-красавица, дровяник, погреб, огород с теплицей – всё сработано своими руками.

   Родные Ирины тоже нашли своё место в жизни: брат Виктор работал в кинофикации, затем  трактористом в ДРСУ, вырастили с женой Валентиной  4-х детей (в живых уже нет), сестра Ирма в замужестве с Александром Фрицлером тоже всю жизнь отдали Викулово, здесь построили свой дом, вырастили         детей, с одной из их дочерей Лилей я до сих пор общаюсь по Интернету (она моя бывшая ученица по классу баяна; верная жена, мать, бабушка). Сестра Эрна живёт в городе Волчанске Свердловской области, оставшись вдовой, живёт с  сыном.

 Уже много лет Ирина Яковлевна вдова, после тяжёлой болезни Николай Милостинович ушёл из жизни. Их дочери: Надежда окончила вуз (физмат), преподаёт  в Викуловской школе; дочь Ольга – дипломированный инженер, живёт с семьёй в Тюмени (тоже моя бывшая ученица по классу баяна). Приезжает в гости внучка Наташа (дочь Надежды), окончив вуз в Омске, работает с компьютерной техникой. Бывая у бабушки, привозит подарки: на видном месте большая медаль с надписью "Золотой дедушка", а на диване дивная подушечка с фото бабушки Иры и дедушки Коли в окружении родных. В итоге вся семья депортированного Якова Кондратьевича Бауэр пустила прочные корни на сибирской земле!

    Вспоминала я и то, что когда вернулась в родительский дом, Ирина поддержала меня кучей овощей.

   Недавно Ирине Яковлевне исполнился 81 год. Наш старожил! До сих пор чистит лопатой снег во дворе и у дома, несмотря на разные хвори. Говорит: "Движение – это жизнь". Ухаживает в огороде за посадками малины, крыжовника, вишни, за теплицей. Эти маленькие её ладошки не боятся любого труда всю жизнь, и по сей день, с любовью.

Всё начинается в жизни с любви

   Когда человек влюблён во всё, что создала Земля, жизнь меняет окраску к лучшему. Хотя старость у порога, надо прислушаться к словам замечательной актрисы Ольги Аросевой: "Не жалейте о том, что стареете. Многим в этом было отказано. Жизнь даётся всем, а старость – избранным…"

   Задаю себе вопрос:  "Счастлива ли была Ирина?"

   Отвечаю: "Да!"

   И это чувствовала я, когда вели с ней разговор о её жизни. Ну и главное – с чего начинается Родина? Помните песню с такими словами? Я дарю её Ирине – это о ней, о её  судьбе.

   "С чего начинается Родина?

   С картинки в твоём букваре,

   С хороших и верных товарищей,

   Живущих в соседнем дворе.

   А может, она начинается

   С той песни, что пела нам мать,

   С того, что в любых испытаниях

   У нас никому не отнять…"

   Заканчиваю. Включила Интернет, через Яндекс нашла эту песню Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского в исполнении Марка Бернеса, и с первых волшебных аккордов оркестра появились слёзы… (великая сила искусства).

   Включите эту неумирающую мелодию… и  вы всё поймёте про жизнь и свою Родину. Для Ирины Яковлевны Родиной стала  сибирская земля.

Галина ЛАРИНА, с. Викулово

Другие материалы по тегу "На конкурс «Село моё богато талантливыми людьми»"