Рисковал своей жизнью, защищая жизнь на земле

Так, без преувеличения, можно сказать о ликвидаторе последствий Чернобыльской аварии Николае Филимонове

Чернобыль… 26 апреля 1986 года об этом городе узнала вся планета. Произошла самая масштабная катастрофа ХХ века – взрыв на четвёртом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции. Эта дата теперь значится в календарях как День памяти погибших в  радиационных авариях.

   Взрыв унёс жизни десятков тысяч людей, многих покалечил. Жители близлежащих территорий были эвакуированы, а заражённая радиацией местность стала зоной отчуждения. Наши соотечественники участвовали в ликвидации последствий взрыва атомного реактора. Им "досталось" больше всех, получили серьёзные дозы радиации. Среди них были и земляки, жители Викуловского района. В их числе – Николай Филимонов. Его давно уже нет в живых…

   Николай Григорьевич родился 9 мая 1954 года в деревне Заборке. Мама, Вера Константиновна, работала учителем начальных классов. Отец, Григорий Петрович, прошёл Великую Отечественную. На фронт уходил в 18 лет. Дошёл до Венгрии. При взятии Будапешта был тяжело ранен. Несколько месяцев пробыл в госпитале, домой вернулся инвалидом, без ноги. В семье, кроме Николая, было ещё четверо ребятишек. Отец умер в 41 год, когда Николаю было 12 лет. Мальчик помогал матери косить сено, колоть дрова, ухаживать за скотом, сажать и копать картофель. Вместе с братом Иваном работал на уборке сена в колхозе, возил копны.

   Окончил Николай Балаганскую школу и вечернюю в городе Комсомольск-на-Днепре Полтавской области, ещё училище № 31 в городе Березняки Пермской области по специальности "Электромонтёр по силовым и осветительным сетям и силовому электрооборудованию", с отличием. Выучился на водителя автомобиля. Служил в армии в Семипалатинске в ракетных войсках два года. Перед армией по распределению работал в Каменск-Уральском монтажном управлении. После неё – электромонтажником в Нижневартовске. Маме отовсюду приходили благодарственные письма за хорошее воспитание сына.

   Так как у Николая Григорьевича были украинские корни, в 1974 году он уехал в Украину, на родину бабушки. 31 год прожил в Кременчуге. Почти десять лет работал на сталелитейном заводе по специальности на горячем участке. Но перед этим через его биографию прошло страшное событие – авария на Чернобыльской АЭС. Со всех уголков Советского Союза туда съезжались тысячи людей: химики и физики, военные из войск радиационной, химической и биологической защиты, солдаты-срочники, строители, водители, сварщики. Тысячи и тысячи людей. С 29 июля по 3 сентября 1986 года и он принимал участие в ликвидации последствий аварии. Ему как электрику пришлось ходить непосредственно в реактор. Вот что он писал из зоны повышенной радиоактивности в письме своим родственникам:

   "Живём в палатках, кормят нормально. Всё как в армии. Когда вернусь – неизвестно. Нас более тысячи человек… Заехали в город Припять – всё было пусто. Людей нет. Квартиры, заводы – всё открыто. На радиозаводе взяли запасные части…"

   Во время ликвидации аварии боец чернобыльского фронта получил сильное облучение и травму. При падении сломал шейку тазового бедра. В больнице лежал в Кременчуге, но лекарства нужно было выкупать на свои деньги, в больнице его не было. Бесплатно сделали только рентген. Чернобыльские выплаты не платили по три месяца…

   После случившегося в 1988 году землятрясения в Армении опытного ликвидатора вновь отправили на опасный участок. С сентября 1990 по март 1992 года он работал там электриком и электросварщиком, помогал достраивать больничный комплекс. Бесплатно восстанавливал электричество семьям тех, с кем работал.

   "Когда ехал сюда, ожидал худшего, -- рассказывал Николай в письме из Кировокана родным, - оказалось, всё нормально. Армяне воюют с азербайджанцами, но к нам относятся хорошо. Город стоит в ущелье, а кругом горы. Погода меняется быстро. Разрушений и жертв много. Рядом город Спитак – тринадцать километров, разрушен полностью…"

   А вот и другое письмо. Здесь у Николая Филимонова уже не чувствуется такой оптимистический настрой:

   "Появилась опухоль под глазами и на носу – водянка. Если повторится, буду уезжать. Говорят, или инфекция попала, или не подходит горный климат…"

   В октябре 1996 года Николай Григорьевич сильно заболел, передвигался на костылях. В 2003 году поправлял здоровье в Викулово, жил здесь в течение года. Но не смог получить российское гражданство, в связи с чем пришлось вновь вернуться в Кременчуг. В 2005-ом его не стало, а ведь был ему всего 51 год…

   -- Мой брат был трудолюбивым человеком, -- вспоминает сестра Нина Григорьевна Пушко. – Многое умел делать своими руками: ремонтировал телевизоры, радиоаппаратуру, ручные и настенные часы, автомобили, обувь. Из Чернобыля он вернулся полностью седым. Поседел он именно там, в 32 года! Его здоровье подкосило пребывание на месте аварии, поэтому он рано ушёл из жизни. Я читала его больничные выписки. В них были указаны несколько диагнозов со словом "лучевая"…

   Николай Филимонов – тот, кого принято называть ликвидатором. Вклад в устранение последствий взрыва каждого такого человека неоценим. Ведь именно эти люди ценой невероятных усилий и собственного здоровья предотвратили развитие катастрофы, сдержали радиоактивные частицы в минимально допустимых рамках. Экологическая катастрофа была побеждена благодаря их героизму и мужеству. Таким – сильным и смелым – запомнили Николая Григорьевича Филимонова его родные, коллеги, земляки. Он не боялся трудностей, не думал о подстерегающих опасностях – потому что не мог оставаться в стороне. Светлая ему память…

                                                                                      

Другие материалы по тегу "26 апреля – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах"