Мои предки в Сибири

Освоение и завоевание Сибири приходится на времена правления Русью Иваном Грозным.

Оно происходило не силами царского войска, а небольшими отрядами казаков. Во второй половине XVI века огромный вклад в данное направление внесла дружина "вольных людей" из Поволжья во главе с Ермаком Тимофеевичем. Наиболее плотное освоение сибирских земель было продолжено при царствовании Фёдора Иоанновича; оно, в первую очередь, было связано с основанием Тобольской, Тюменской и Тарской крепостей. С одним из таких моментов увязана и судьба моих предков, которые, в числе многих переселенцев, участвовали в заселении Тарского уезда, его обустройстве, который наиболее часто подвергался набегам воинственных татар и калмыков.

  До 1631 года в здешних местах почти не было жителей русской национальности. По указу Государя в 1635 году сюда направляются 300 семей казаков (стрельцов) и служивых людей из Нижегородской и Вологодской губерний – для охраны рубежей.

  В 1637 году в Сибири случился сильный голод. Население "пустилось в бега". Люди уходили в глушь и дебри, урманы, строили  избы на берегах рек и озер, раскорчёвывали леса, возделывали поля, сеяли хлеб, разводили скот.

  В Дозорной книге (переписной книге) 1701 года по Тарскому уезду в списках казаков и стрельцов значится фамилия Резанов, а также – Полуянов, Калинин, Черданцев и многие другие, встречающиеся в нашем районе. Согласно "ревизским сказкам" (переписи) этого же года к Викуловской слободе были приписаны близлежащие к д. Резановой (она так называлась) деревни Балахлейская, Басаргульская, Серебрянская, а деревни Кайлы, Колмакова, Ильинка, Каракульская, Хутора, Колмакова – к Слободчиковской слободе. Исторические данные нашего района говорят о том, что деревня Резанова  основана по одним данным в 1740 году, по другим – в 1718. Перепись 1701 года противоречит им. "Сказки" гласят, что в это время уже проживало несколько поколений Резановых: дети Григория Резанова – сын Василий (1677 года рождения) и Фёдор (1670). У Фёдора были дети: Тимофей (1702), Яков (1707), Никита (1712), Сергей (1717 год рождения). То, что о деревне Резановой до 1740 года нигде не упоминается, видимо, только потому, что о ней не знали воеводы, либо знали, но не спешили докладывать и облагать жителей податью.

  Далее моя родословная продолжается от Якова и его сына Ульяна (1728-1793 г.р.). Семьи были большими. К примеру, у Ивана Ульяновича (1761-1840) было 10 детей, а у прадеда в четвёртом поколении Егора Ивановича (1799 г.р.) – тоже 10.

  Уже в следующей переписи, от 1816 года, о деревне Резановой было сказано следующее: "…живут там все Резановы и их очень много". Постепенно Резановы переселяются в соседние деревни: Колпакову, Угут, Кайлы, Талосунская, Каракульская и далее на Север, в сторону Усть-Ишима. Брали из них невест с фамилиями Бабкины, Журавлёвы, Захаровы, Викуловы, Овчинниковы, позже – Корсуковы, Куликовы. Венчались, как правило, в Слободчиковской и Кайлинской церквях.

  Жили в деревне люди трудолюбивые, а потому – зажиточные, с крепким хозяйством. Мой дед, по материнской линии, Михаил Федотович (1887-1954) был участником Первой мировой войны 1914 года, пробыл в плену в Австрии три года; родной брат моей бабушки, Николай Степанович (1875-1937), за отказ вступать в колхоз был раскулачен и в возрасте 62 лет  расстрелян в г. Омске. Всего с 1921 по 1937 год было репрессировано 8 человек Резановых. Жестокое было время.

  Не обошло стороной мою малую родину крестьянское восстание 1921 года, которое началось в Усть-Ишимской волости и далее перекинулось на юг и запад Сибири. Возникло оно в результате перегибов в политике по отношению к крестьянству: полная конфискация зерна, в том числе – семенного, непосильные налоги и всяческие отработки. Подавили восстание жестоко, особенно пострадали жители левобережных деревень реки Ишим (Кайлы, Колпаково, Талосунская…). Известно о расстреле двух Резановых и некого Бобровского из д. Ильинка.

  Несмотря на сопротивление народа, проходила коллективизация, укреплялась Советская власть, налаживалась жизнь: создавались колхозы, внедрялась техника, вводились животноводческие фермы. Но начавшаяся Великая Отечественная война вновь перемолола судьбы людей. Не один десяток Резановых из деревни Резановой ушёл на фронт, защищать Родину, в том числе и мой отец – Николай Павлович (1925-1984, имеет медаль "За отвагу" и орден Красной Звезды), родной дядя – Николай (1924-1941), пропавший без вести в первые дни войны.

  …А жизнь в деревне продолжалась даже в лихие годы. Во второй половине 40-х была построена семилетняя школа, в которой учились дети из правобережных деревень: Бабалахлей, Богданова, Колмакова, Ильинка. Люди стремились к лучшему, но не всегда желаемое сочеталось с действительностью: цивилизация очень медленно входила в обиход села, особенно – глухих деревень, которые начинали хиреть, разъезжаться. Эта участь постигла и мою деревню, и многие другие. В конце XX-го века на правобережье р.Ишим от них остались одни воспоминания. Не стало в Резановой, где доживали свой век полтора десятка стариков, ни фермы, ни школы, ни магазина, заросли бурьяном пшеничные поля. Пресловутая демократизация сделала свое дело: люди были брошены на произвол судьбы, предоставлены сами себе. А пожар, случившийся в опустевшей деревне в 2000 году, стёр её с лица земли.

  Вот, пожалуй, и вся история о моей родне и моей деревне. Остаётся лишь добавить, что благодаря данным, взятым из переписи 1701 года, удалось выяснить, что Резанова была основана стрельцом Григорием Резановым примерно в 1650-1670 годах,  что говорит о более раннем её возникновении, чем Викулово. И, что самое характерное, сделанное из этого, что все Резановы, проживавшие и проживающие на территории Усть-Ишимского и нашего, Викуловского, районов, -- одной родословной, у истоков которой  стоит наш предок – Григорий Резанов, которым мы, Резановы, по праву можем гордиться.

               

Другие материалы по тегу "Истории нашей строки"