Выпало – жить!

Шёл третий год Великой Отечественной. Ряды Советской армии пополняли новобранцы 1925 года рождения.

Призвали на службу и Петра Боровкова, которому в июне исполнилось 18 лет. Родом Пётр был из маленькой деревни Ик Викуловского района Омской области (с 1944-го – Тюменской). Отец Петра ушёл на фронт в первые дни войны и погиб в 42-м под Москвой. После призыва Петра мать Анастасия Елисеевна осталась одна с пятью детьми…

   Рядовой Боровков попал в пехоту на 2-й Украинский фронт. Бои шли на Кременчугском направлении. В одном из боёв Пётр получил первое ранение. Оно было лёгким, и боец быстро вернулся в часть.

   В перерыве между боями Пётр получил письмо от матери. Она писала, что живётся трудно. Дед Елисей на конной подводе перевёз всю семью к себе в Николаевку. Спасает клочок земли да небольшое хозяйство. Пётр очень переживал за мать, младших сестёр и брата. Команда "К бою!" прервала передышку…

   Во время артобстрела Пётр был ранен двумя осколками снаряда, один из которых проносил в ноге до конца жизни. После излечения в госпитале в Саратове он вновь оказался на 2-м Украинском в 110-й стрелковой дивизии.

   Боровков воевал умело, не прячась за спины товарищей. В конце 43-го он получил первый орден Отечественной  войны. Ему присвоили звание сержанта.

   В январе 1944-го войска фронта, которым командовал маршал Конев, освободили Кировоград. Боровков был ранен и контужен. После короткого лечения вернулся в строй. В марте того же года наши части прорвали сильно укреплённую оборону противника западнее Звенигорода и вышли к государственной границе на реке Прут. За 20 дней упорных боёв 110-ая СД прошла свыше 300 км. Многие были награждены. Получил очередной орден и Пётр Боровков.

   В сентябре 44-го наши войска освободили Румынию и в ноябре вышли на подступы к Будапешту. В феврале 1945 года войска 2-го Украинского разгромили окружённую группировку противника и овладели столицей Венгрии.

   Во время последнего боя разрывная пуля немецкого снаряда попала сержанту Боровкову чуть ниже левого виска и прошла через рот, раздробив челюсть,   разорвала язык и вышла с другой стороны. Пётр  остался лежать на поле боя без сознания. Пробегавшие санитары, посмотрев на залитое кровью лицо, посчитали бойца погибшим. В далёкую Сибирь ушла "похоронка". К вечеру пришла похоронная команда. Боровкова подтащили к свежевырытой общей могиле и положили на краю. "Перекурим", -- сказал старший. Бойцы присели на землю и задымили. В этот момент рука "покойника" слегка дёрнулась. Один из бойцов приложил ухо к груди Боровкова. Сердце чуть слышно билось. "Смотри-ка, сержант-то живой!" В медсанбате хирург, делая первую операцию, покачал головой: "Парень с того света…" А потом было долгое лечение в госпитале в Костроме. Затем – медкомиссия. Боровкова признали ограниченно годным к службе, он же рвался на фронт. Но война уже шла к концу, и его отправили в тыловую часть охранять военные объекты и грузы.

   Домой Пётр вернулся в 1946-м. На его груди сверкали 4 ордена Отечественной войны и медаль "За отвагу". Его встретила поседевшая мать: "Сынок, ты живой?" -- и показала ему извещение о его смерти. "Да, мама, живой", -- ответил он и разорвал "похоронку".

   Дальнейшая судьба Петра Яковлевича Боровкова сложилась вполне успешно. В 1948 году он женился на Полине Шантуровой из д. Аксёново. Немного поработав в колхозе, окончил курсы дизелистов. Много лет провёл на буровых в геологоразведке. Прошёл тайгу и болота Западной Сибири от Тюменской  до Новосибирской области. За трудовое отличие получил орден "Знак Почёта". В начале 70-х Петру Яковлевичу дали трёхкомнатную квартиру в г. Омске. Боровковы вырастили четверых детей.

   Пётр Боровков скончался в 2005 году. Похоронен на аллее Славы Кировского кладбища.

Станислав ПЛЕСОВСКИХ, г. Ишим

Другие материалы по тегу "Рассказ-быль"