Патриотическое воспитание – наше общее дело!
Первое декабря ознаменовано созданием Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В этом году она отметила 17-й день рождения.
Накануне Дня народного единства в редакцию пришли особенные гости: потомки тех народов, которые в разные времена обрели родину в нашем районе. Россия всегда была и будет многонациональной страной.
Сколько народов – трудно сосчитать. В Викуловском районе проживают русские, украинцы, белорусы, эстонцы, чуваши, немцы, татары, казахи… На встречу приглашали многих, но пришли, конечно же, не все. Очень благодарны, что за редакционным круглым столом собрались русские, белорусы, немцы, эстонцы и казахи. Им всем было о чём поговорить: вспомнить прошлое, рассказать о семейных ценностях, преемственности поколений.
А начали с чая. Чай пьют все. Родина чая Индия, а основатели чайной церемонии – китайцы. Но напиток распространён по всему миру, то есть народы друг у друга что-то заимствуют, делают привычным, но, тем не менее, каждый всегда может чем-то удивить. Все разные, в том и смысл.
Для гостей сотрудники редакции решили сделать сюрприз – угостить выпечкой разных народов. В этом помогли пекари и кондитеры Викуловского кафе "Маяк". Немецкие бублики, эстонские булочки с корицей, русские блины, белорусский хворост, казахские баурсаки. Угощение сразу вызвало море обсуждений у наших гостей: так оказалось, что хворост и в Эстонии пекли, и немцы, белорусы предпочитали блюда из картошки, особенно драники, а наши "обрусевшие" баурсаки далеки от оригинала… Но гости хвалили выпечку, и попутно рассказывали о своих национальных блюдах.
…Так вот, да, все разные и не перестают друг друга удивлять. Удивляются каждый раз и журналисты: когда бывают на казахских свадьбах, на праздновании Дня благодарения в Березино, когда получают письма от потомков эстонцев с рассказами о быте предков. О хранителях традиций призваны рассказать журналисты. И вот на нашей встрече – Дмитрий Григорьевич Гилёв из Чуртана, он занимается старинным славянским ремеслом – плетением из бересты. Он принёс с собой несколько работ. Комар носа не подточит! Выполнено идеально. Дмитрию Григорьевичу очень нравится работать с природными материалами, в этом он нашёл отдушину, выйдя на пенсию. И теперь каждый день по несколько часов проводит в мастерской. Увлёкся мастер и поделками из капа берёзы. Шкатулки, которые он показал на встрече, вызвали всеобщее восхищение, и Дмитрий Григорьевич рассказал о трудоёмком процессе подготовки материала для изделия, о том, сколько всего нужно сделать, чтобы свет увидела прекрасная работа.
А вот в семье Марины Леонидовны Бровкиной отец сам делает валенки. На рынке сегодня столько всего можно купить, но нет, своё роднее, милее. В очередь за мягкими и тёплыми валеночками к настоящему мастеру Леониду Степановичу Шипицыну выстраиваются с лета. В этой семье сохранили ещё одно доброе и вечное – веру. Сквозь эпоху гонений православия семья пронесла веру, жила ею, и традиции православия передаются из поколения в поколение.
А как в казахской семье передаются традиции, рассказала Карагоз Залтаевна Куандыкова. Катя (так Карагоз называет себя для простоты) викуловчанка, но живёт в Усть-Барсуке, помогает свёкру в большом хозяйстве. В казахских семьях традиции чтят от мала до велика. Все соблюдают религиозные каноны, посты, собираются вместе по большим праздникам, стряпают национальные блюда. Семьи всегда ведут большое хозяйство: в разные времена именно продукты собственного производства помогали жить и растить детей.
Потомки белорусов тоже рассказали много интересного. Татьяна Михайловна Панова вспомнила детство, которое прошло рядом с белорусской бабушкой. Много лет Татьяна поёт в народном фольклорно-этнографическом ансамбле "Вячорки", женщины сохранили старинные белорусские песни. Недавняя поездка в Минск произвела неизгладимое впечатление на нашу землячку: культура предков – важна для каждого из нас.
Марина Алексеевна Плюхина показала белорусский тканый фартук своей бабушки. А ещё в её семье хранится реликвия: Почётная грамота и медаль матери-героини, той самой бабушки, воспитавшей 10 детей. Символично, что именно Марине передался по наследству этот документ, ведь она тоже многодетная мама.
Белорусы шли в Сибирь в поисках лучшей доли, плодородных земель, свободы и счастья. А как на нашей земле появился эстонский народ? "Столыпинская реформа 19 века многих направила сюда", -- сказала Валентина Освальдовна Хелаева, жительница Коточигов, а ранее – Анценска, эстонской деревни нашего района. Эстонцев было много, и жили они хуторами. Жили своими традициями, особо почитали Троицу и Иванов день. Именно в Троицу несколько лет назад приехало очень много жителей старого Анценска, даже из самой Эстонии, почтили память ушедших из жизни, сели под открытым небом вспоминать былые времена.
Самое горькое появление в нашем районе немцев Поволжья в самом начале Великой Отечественной войны. Подвергнутые гонениям, без гроша за душой, здесь обрели они свой новый дом. Сейчас сообщество потомков часто проводит встречи, помогает всем тем, кто проживает в районе. В редакцию приехали Любовь Викторовна Пенгард с внуком Артуром Гейном, в Березинском сельском клубе они, вместе с единомышленниками, возрождают песенную и танцевальную немецкую культуру. Мероприятия проходят с национальной выпечкой и по традиционным канонам.
…Слава Богу, что в современной России все мы равны и живём мирно, свободно и радостно. Каждый этого достоин. И ценность любой страны, любой области, района – это люди, которые славят землю добрыми поступками. Главное – ещё и семья, которая хранит традиции предков. И в знак давней дружбы и уважения редакция подарила гостям сувениры к Дню народного единства, магнитики, на которых представители народов страны крепко держат друг друга за руки.
На снимке: гости редакции накануне Дня народного единства
Фото Т. СУХОВОЙ