Не бойтесь цифр вместе прожитых лет
Семья Шаденко образовалась 8 августа 1987 года. Пять лет назад мы писали об этой хорошей, дружной семье к её 30-летнему юбилею. Теперь Лариса и Владимир Шаденко отмечают уже 35-летие совместной жизни.
Старость человека не красит. Этот афоризм не требует никаких пояснений, потому как доказан самой жизнью. Что поделаешь, время берёт своё, не успеешь оглянуться, а старость, вот она, уже на пороге…
И нет уже былого обаяния, лёгкости и пылкости, нет ни силушки, ни здоровья.
-- А я на время своё не обижаюсь, что судьбою дано, то – взято, -- словно сама себе говорит Еффалия Николаевна Петренко (на снимке). – И воспринимать надо всё таким, каким оно есть. Ведь уже ничего не изменишь, не повернёшь вспять, как бы ты не хотел этого… А красота… Душевной красотой человек гордиться должен, знанием бытия и почитаемостью людей…
Моя собеседница – невысокого роста, сухонькая старушка одета просто, по-домашнему: цветастое платье, по верх которого такой же фартук, на ногах, неизменная летняя деревенская обувка – галоши, на голове – аккуратно повязанный ситцевый платок (в садике ягоды земляники собирала) – рассказывает о себе очень интересно, с живинкой, порой, вдаваясь в такие подробности, что диву даёшься: откуда такая память и речь у женщины, которой завтра исполнится…90 лет!?
Родилась Фаля в с. Рябово в семье Николая Александровича и Августы Захаровны Валовых. Она была ещё совсем маленькой, когда "чужие дяденьки" забрали и увезли куда-то отца, работавшего директором местного маслозавода, а маму, с четырьмя детьми на руках, выселили из дома, забрали из хозяйства почти весь скот. Вернулся он домой спустя два года: где был, где находился всё это время – для детей так и осталось загадкой. В 1941 году Николай Александрович тяжело заболел и умер. Остались Валовы без кормильца.
В народе говорят: беда одна не ходит. В разгар военного лихолетья, в 1943 году, не стало у девушки самого близкого и дорогого человека – мамы, а в начале 1944 пришла похоронка на старшего брата, Леонида, погибшего на фронте под Ленинградом.
-- Проживали мы тогда уже в Викулово, -- вспоминает военные годы Еффалия Николаевна. – Во дворе – одна коровушка-кормилица. Бедно жили, ели, что придётся, одевались – кое-как. Дрова для дома заготавливали за семь километров от села, вывозили на той же коровёнке, запрягая в телегу, и картошку на ней же с поля доставляли. Ох, тяжко было. Сено косили вдвоём с младшим братом: тридцать копён корове на зиму, тридцать – в колхоз, план доводили. Огород копали лопатами, воду таскали из Ишима за версту с лишним… Из родных – почти никого, помогала только мамина сестра, Александра Захаровна, и то больше советами да наставлениями – сама больная была очень…
На новый 1950 год Еффалия вышла замуж за Михаила Петренко, викуловского парня, бывшего фронтовика. Зажили молодые дружно, помогая, поддерживая друг друга во всём. Михаил Устинович работал инструктором, заведующим отделом пропаганды и агитации Викуловского райкома КПСС, перед пенсией – в редакции районной газеты "Красная звезда", она – больше по бухгалтерии: в "Заготживсырье" (была такая организация в райцентре), райсобесе, руководил которым небезызвестный нам всем Алексей Дмитриевич Трусеев, райбольнице, ЖКХ; последний этап своей трудовой деятельности, длиной почти в сорок лет, -- бухгалтер районного отдела культуры. Отсюда, в 1981 году, и ушла на заслуженный отдых.
-- Жили мы с Мишей душа в душу, -- продолжает разговор Еффалия Николаевна. – После свадебки прикупили "пятистенок", всё свой угол! Хозяйство нехитрое вели, трудились, кормились, как все. Жить бы да жить. Но и здесь нас горе подстерегло: умер через месяц после родов сынишка-первенец, а уж много позже – нелепой смертью второй сын, Александр… В 2002 году похоронила и мужа. Живу теперь с сыном, Сергеем, а младшая Татьяна, как распределилась после окончания Свердловского политехнического института в Пермскую область, так и поныне там. Двух внуков подарили мне, да двух правнуков… Вот и вся моя жизнь, пролетела, не заметила… Всякое было, и сейчас могу в одном себя не упрекнуть – никогда и ни в чём никому не завидовала: ни богатству, ни наградам, ни красоте, а чьёму-то счастью и благополучию только радовалась. Зависть, она ведь плохой попутчик… Без работы – ни дня, всё что-то делала, копалась. Я и сейчас без неё, как без рук, особенно зимой. А с весны – цветы во дворе, огородчик…
Сидим с бабой Фалей, как называют её все во дворе, на скамеечке, возле огорода, что раскинулся за двухэтажными жилыми домами по улице Карла Маркса. Ласковое августовское солнышко, тёплый ветерок, обилие ещё не увядших цветов за заборчиком… А она всё рассказывает и рассказывает о тех прошлых днях своей биографии – трудных, бедовых, пронизанных горечью потерь, и вместе с тем, по своему добрых и дорогих сердцу, понятных далеко не каждому, а только ей, этой женщине, с не по летам живыми глазами и изумительной памятью, с натруженными руками и красивой душой.
…26 августа Еффалии Николаевне Петренко исполнилось 90 лет. Со славной датой Вас, уважаемая юбилярша, крепкого здоровья, радости за родных и любви близких Вам людей ещё на долгие годы!
Фото автора