Долгих лет спокойной жизни!

О судьбах поволжских немцев в военное время написано немало книг, рассказано немало историй на страницах газет и журналов. Они с горечью вспоминают, как после вторжения гитлеровской Германии

на территорию Советского Союза их в спешном порядке усаживали в вагоны поездов, следующих на восток, и отправляли в глубь страны, в Сибирь, подальше от возможных неприятностей. Позднее репрессированные немцы были реабилитированы, но в душе каждого остался неприятный осадок от недоверия к ним власти, от вынужденного прощания с родными местами, от невозможности взять с собой то, что имели они на момент срочного отъезда с насиженных мест.

В ту пору семья Эрики Яковлевны жила в селе Франк Франкского района Волгоградской области. Родители работали в парикмахерской: отец стриг всех желающих, а мама наводила порядок, помогала отцу во всём. Старшие дети ходили в школу, а самой младшей, Эрике, не было и года. От близких людей она знает, что до войны семья не бедствовала, было своё подсобное хозяйство, все, кто мог в силу возраста, работали в саду и в огороде.

Когда началась Великая Отечественная война, Якова Кондратьевича мобилизовали в трудармию, а его семью вместе с женой Лидией Ивановной, четырьмя детьми и бабушкой, мамой отца, повезли в Сибирь. Так оказались они в Викуловском районе, в селе Калинино. На постой их определили к семье Калининых, только не в основное жилище, а в баню. Позднее им дали старенькую хату и две коровы, ведь у многодетной семьи ничего своего не было, всё осталось по прежнему месту жительства.
-- Хватили мы лиха через край, -- вспоминает Эрика Яковлевна. – Чтобы выжить, мама стала работать в колхозе. Старшие брат и сестра нанимались к местным жителям выполнять любую работу за кусок хлеба, пару картошин, весной и поздней осенью перекапывали огороды в селе, чтобы найти оставшиеся овощи. Ели разную траву. Молока на всех не хватало, потому что его сдавали государству для воюющих солдат. Ходили отмечаться в райвоенкомат, чтобы знали: мы никуда не уехали. Так было положено. Не знаю, как и выжили в годы войны. Отец вернулся к семье только в 1952 году, и тогда мы переехали жить в Викулово. Нас поселили в деревянном двухэтажном доме, где были комната и кухня. Родители оба устроились на работу в коммунальное хозяйство. Нехватку во всём мы испытывали ещё долго. Спасибо добрым людям, которые помогали нашей семье. Видя наше бедственное положение, меня взяла в свою семью учительница Громоздова Апфия Эрнестовна, хотя у неё в то время росли двое своих детей. Здесь меня обували, одевали, кормили, учили. А я помогала этой семье по дому…

После окончания 7 классов Викуловской школы хотела Эрика Яковлевна получить профессию строителя. Для этого уехала к старшей сестре в Свердловскую область. Однако профучилище в тот год не открылось, а тут ещё мать телеграммой сообщила, что отец сильно заболел. Пришлось ей оставить работу на кирпичном заводе в Свердловской области и устроиться на работу на таком же заводе в Викулово, в промкомбинате. Здесь Эрика Яковлевна познакомилась с Николаем Милостиновичем Незамятиным, работающим слесарем, и вышла через некоторое время за него замуж. Случилось это уже после смерти отца.
В 60-е годы прошлого столетия в Викуловском районе полным ходом шло строительство различных объектов, требовалось много кирпича, столярных изделий, других строительных материалов. Будучи беременной первой дочерью, Эрика Яковлевна практически не отдыхала, тогда женщинам не разрешали использовать декретные и последекретные отпуска. Через два года беременность повторилась, но условия труда оставались прежними. И если бы не отец мужа Милостин Петрович, который взял на себя обязанности по дому и воспитанию внучек, пришлось бы ей оставить работу. Он и в детский сад девочек водил, и еду им готовил, и лечил их, когда они болели, и в школьные годы приглядывал за девчонками, ходил к ним на классные собрания, учил с ними уроки. Эрика Яковлевна очень благодарна свёкру за всё, что он сделал в своей жизни, живя с семьёй сына до 93 лет.
Тяжёлый труд сказался на здоровье Эрики Яковлевны. Врачи запретили ей в 1979 году работать на кирпичном заводе, и её перевели в бухгалтерию счетоводом-расчётчиком, проучив на курсах в Тюмени. Много реорганизаций претерпела за годы её работы строительная организация, а она верой и правдой служила своему делу до 2000 года – на ней был весь учёт строительных материалов, хранящихся в складских помещениях, а значит – большая ответственность за материальные ценности. И не было при этом никаких недоразумений. Уходила на работу рано, домой возвращалась поздно, только по выходным дням могла от души пообщаться с семьёй. Муж и дети её понимали, свёкор поддерживал, а коллектив старательно нагружал ещё и общественной работой – выдвигал её кандидатуру в депутаты сельского совета, избирал секретарём ветеранской организации. А с 2002 года на ней лежит вся ответственность за работу с ветеранским коллективом строительной организации, в которой на учёте 50 человек. Не привыкшая работать абы как, она все эти 13 лет добросовестно выполняет все обязанности председателя первичной ветеранской организации бывшего Межколхозстроя, опираясь на помощь и поддержку коллег-ветеранов Н. С. Щетниковой, В. М. Зорина, Р.Я. Ковалёвой, руководителя строительной организации Н. Г. Чернова.
Давно стали взрослыми дочери – Надежда и Ольга, уже внуки получили или получают высшее образование, а ей всё не до отдыха: то по общественным делам торопится, то снег со двора убирать, то по весне цветочками клумбы украшать, то летом в огороде грядки прополоть, то по другим домашним делам. А ведь не девочка уже – 20 декабря Эрике Яковлевне исполнится 75 лет. Я от всей души желаю долгих лет жизни, самого крепкого здоровья ей и её семье. С юбилеем!

На снимке: Э. Я. Незамятина
Фото Т. СУХОВОЙ

Теги: Юбилеи

Другие материалы по тегу "Юбилеи"