Честь им и слава!

Совсем недавно мы отметили 71-ю годовщину самого трагического в истории нашей страны события – начала Великой Отечественной войны. Не было такой семьи, куда не принесла бы горя и слёз эта кровавая бойня. До сих пор, глядя на сохранившиеся, но приходящие в ветхое состояние фотографии родных и близких, ставших жертвами войны, люди плачут. Им, таким молодым, здоровым, сильным, не суждено было испытать мирное счастье, рождение детей, появление на свет внуков… Они навсегда остались в памяти мальчишками и девчонками, на отлично выполнившими самое главное дело в своей жизни -- защитили нас с вами от ужасов фашистского рабства.

… Елизавета Фёдоровна Тупилова, которой 11 июля исполняется 84 года, с трудом сдерживает слёзы, когда рассказывает о судьбах своих братьев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

-- Все мы родились в деревне Битьёво Ермаковского сельского совета: Иван – в 1914 году, Алексей – в 1918, Николай – в 1921, Степан – в 1925, а я – в 1928 году. Ивана первым призвали на военную службу, ещё до начала войны. Служил в Благовещенске, был командиром части. Нравилась ему военная служба – после срочной остался на сверхсрочную. В первой половине 1941 года его перевели в Нальчик. Здесь он женился на Клавдии, а когда началась война, отправил молодую жену в Битьёво, подальше от линии фронта. От него часто приходили письма-треугольнички: то маме, то жене. Сейчас они хранятся в Викуловском краеведческом музее имени Давыдова. До 1942 года воевал под Мурманском, а потом вдруг перестали приходить письма. Мы были в полном недоумении, пока не получили письмо от его друзей, которые сообщили о том, как он погиб и где похоронен. Оказалось, что вместе с однополчанами он взорвался на вражеских минах во время наступления. Так всех и похоронили в одной могиле… -- Елизавета Фёдоровна достала из альбома фотографию старшего брата, бережно провела по ней ладонью, словно всё ещё не веря в его гибель, и подала мне. -- Он у нас был очень хороший, заботливый, помогал деньгами и жене Клаве, и маме. Пока головушку не сложил…

Немного успокоившись, Елизавета Фёдоровна взяла в руки следующую фотографию – брата Алексея -- и начала рассказывать всё, что помнит о нём. С 1938 года служил в Московской области. Потом завербовался на 4 года в Магадан. За это время только один раз в отпуске побывал, ещё до начала войны. А когда перебросили его на Западный фронт, служил в НКВД, воевал в партизанском отряде, пережил и голод, и морозы. Потом исчез. Куда – никто не знает до сих пор. Ни письма о нём, ни весточки не пришло на родину. Так до сих пор и не знает Е. Ф. Тупилова, при каких обстоятельствах её брат Алексей пропал без вести.

Третий брат, Николай, хорошо учился, окончил 8 классов в селе Орехово. 21 апреля 1941 года его взяли на службу, часто писал домой письма, скучал, а когда началась Великая Отечественная, часть дислоцировалась в Каменецк-Подольском на Украине. Вместе с ним в одной части служил односельчанин Николай Перминов, вместе выходили из окружения, вместе попали в плен.

-- Что было дальше, можно только предполагать. Думаю, несладко пришлось моему братику. Лагерь военнопленных тщательно охранялся, за любое неповиновение фашисты избивали нагайками, издевались, как могли, морили голодом. Об этом после его смерти написала девушка, которая с первого дня была вместе с ним в лагере военнопленных, позднее – друзья по несчастью, оставшиеся в живых, -- продолжила свой рассказ Е. Ф. Тупилова. – Сохранилась лишь такая запись: "Слаутин Николай Фёдорович, 1921 г. рождения, уроженец д. Битьёво, рядовой, попал в плен под г. Казатиным. 10 сентября 1944 г. во время работы на производстве расстрелян. Похоронен на кладбище в Штеффенгалене, отделение Редделих, округ Росток"…

Младший брат Елизаветы Фёдоровны Степан совсем плохо видел, но в 1944 году без всякого медицинского освидетельствования его отправили на фронт. Одно только письмо с дороги и написал. 6 октября уехал из дома, а через несколько дней уже погиб. От него, 18-летнего паренька, осталась лишь детская фотокарточка, где ему не больше 12-13 лет.

Да и самой Елизавете Фёдоровне досталось от жизни мало хорошего, особенно в детстве и юности. Битьёво находилось в болотистой местности, везде плохие дороги, кочки, комары да мошки. А она в 13-летнем возрасте уже была вынуждена работать: запряжёт лошадь, погрузит на телегу снопы льна и везёт их по стлани (дорога из брёвен) в Слободчики. Дорога дальняя, в лесу волков много, овод одолевает, страх, а ехать надо. Чего только в свои молодые годы ни делала: и в кочках сено косила, потом его выносила на носилках из болота, молотила снопы, возила зерно в амбары, таскала тяжёлые кули на баржу, всю зиму вместе с подружками на лошади перевозила зерно из амбаров в склад в деревню Бобры. Ни в чём не уступала в работе взрослым женщинам. А ведь и дома вместе с матерью держали две коровы, сажали 60 соток картофеля, сами заготавливали сено, дрова. Это нелёгкий труд.

В 1951 году, уже будучи замужем за Фёдором Тарасовичем Тупиловым, переехала жить в Викулово. Сначала скитались по чужим углам, потом построили свой дом. Много лет работала швеёй: сначала в артели инвалидов, потом – в промкомбинате, 13 лет работала в столовой Викуловского сельпо, в газцехе. Всегда её фотография была на доске почёта. В 1953 году ушла на пенсию.

Е. Ф. Тупилова награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", юбилейными медалями в честь 50-летия, 60-летия, 65-летия Великой Победы, "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", медалью "Ветеран труда".

Низкий поклон людям, которые не уронили высокого звания патриота России, в ратных подвигах и трудовых достижениях сберегли честь русского человека, отстояли право на свободу и независимость своей страны. Честь им и слава!

На снимках: погибшие в годы

войны братья Слаутины: Иван,

Алексей, Николай, Степан.

В пошивочной мастерской – Е. Ф. Тупилова

Фото из домашнего архива

Другие материалы по тегу "На службе Отечеству"