На многие лета…

Каждый год в праздник Рождества Христова в маленькой деревеньке Осиновке, что расположилась на самом севере Викуловского района, многолюдно. Сотни людей специально приходят и приезжают сюда, чтобы поклониться особо почитаемой здесь святыне – иконе "Воскресение Христово". Уникальный обряд переноса этой иконы, который сохранился от далёких предков-белорусов, год от года собирает всё больше и больше паломников. Люди искренне верят, что "Воскресение Христово" дарует благодать, мудрость, здоровье. И вера эта не без основания...

Как и много лет назад…

Сам обряд переноса иконы давно стал известным. В сочельник в избе, где стояла икона весь год, собираются и гости, и местные жители. Поют специальные песни, молятся, зажигают свечи. Одна из таких песен – "Многие лета" -- рассказывает о том, как родился Иисус Христос, прославляет Бога на "многие лета". Хозяева угощают гостей, готовятся проводить святыню в другой дом.

Рано утром 7 января дорога от избы, где стояла икона, до той, куда её перенесят, устилается соломой. "Чтобы икону не по голому нести," -- объясняют местные жители. Старожилы добавляют: именно соломой потому, что в молитве говорится: "Хлеб наш насущный…". Сейчас уже многие моменты, связанные с обрядом, точно растолковать невозможно. Остаётся только догадываться, где подлинные исторические данные перемежаются с народными поверьями, ведь за столько лет своего существования обряд "оброс" многочисленными легендами.

Под торжественные песнопения "Воскресение Христово" выносят из дома старшие мужчины семьи, где икона гостила весь год. Рядом – хозяйка с хлебом-солью. На дорожке из соломы этим временем выстраивается длинная очередь, люди преклоняют колени перед иконой, мужчины снимают шапки. Святыню проносят над головами.

На протяжении ряда последних лет участие в обряде принимают представители Свято-Троицкого Храма из Викулово. Настоятель Храма иерей Владимир благословляет и окропляет святой водой верующих.

У ворот принимающего дома "Воскресение Христово" встречают новые хозяева. После обмена хлебом-солью святыню бережно вносят в дом и устанавливают в "красном углу" -- это место, где стоят иконы.

После этого выстраивается длинная очередь желающих зажечь свечку у святыни, помолиться за себя и своих близких. К иконе обычно приносят дары: как Христу при рождении волхвы дары принесли, так и к иконе. Раньше люди приносили отрезы ткани, зерно, кто что мог, теперь это чаще всего деньги.

Верят люди и в чудодейственную силу соломы, на которой сидели во время обряда. Каждый берёт пучок соломы с собой. Считается, что часть её нужно положить рядом с иконами в "красном углу", а часть унести в хлев, чтобы велась скотина.

Хозяева принявшего дома угощают всех, накрывают хлебосольный стол. Кстати, как говорят, на обряд нужно непременно идти натощак, "чтобы пища духовная была принята раньше". После каждый может полакомиться угощениями.

На весь год дом, где стоит икона, становится маленьким храмом. Его двери всегда распахнуты для гостей, желающих поклониться святыне. Здесь она простоит ровно год, затем перейдёт к новым хозяевам, соседям по этой же стороне улицы.

Как рассказывают старожилы, раньше икону носили только к тем, кто живёт праведно. Принять святыню в своём доме было почётно, считалось, что этот год для хозяев будет удачным. Дворов в Осиновке становится всё меньше, и икона на протяжении уже многих лет "гостит" в каждом доме. Её берегут и почитают и старожилы, и молодёжь.

Воскресение Христово

Распахнутое светлое окно с голубыми ставнями – так выглядит икона сейчас. Именно в виде окна устроен киот – это так называемый "шкафчик" для хранения. Рядом с "Воскресением Христовым" (икона называется именно "Воскресение", а не "Рождество", как думают многие!) -- ряд других почитаемых в деревне икон. Сам киот украшен разноцветной фольгой, искусственными цветами, вышитыми рушниками.

Сейчас уже невозможно с точностью сказать, откуда появился этот обряд и сама икона в Осиновке. По одним данным, её привезли с собой самоходы из Могилёвской губернии далёкой Беларуси, которые и основали в конце XIX века Осиновку. Считается, что икона хранит деревню, помогает жителям.

Согласно другой версии, "Воскресение Христово" была приобретена здесь, в Сибири. Привёз её из города Тары Иван Ковальков. В 2002 году в Осиновке побывала группа исследователей из Ишима. По итогам экспедиции Г.Крамор написал работу "В краю медовых лип", в которой рассказал: "Икона построена по типу житийной: вокруг центрального изображения Воскресения Христова – двенадцать клейм двунадесятых праздников. Манера письма выдаёт её местное, сибирское происхождение".

До революции икона стояла в Никольской церкви в Ермаках. Когда началось разорение церкви, святыню спасли женщины, спрятали в амбаре. Некоторые жители до сих пор помнят, как разрушали церковь, топтали иконы. "Воскресение Христово" же было бережно сохранено.

Ещё не одно испытание выпало на долю тех, кто хранил икону в эти лихие годы. Старожилы вспоминают, как запрещали не только её носить, но и даже смотреть на лики святых. Несколько раз хотели её отобрать и разбить, но местные жители отстаивали святыню, не давали осквернить. Истинная вера в людских сердцах неистребима, жители год за годом продолжали носить её тайком, молились, чтобы наступили хорошие времена. За всё время существования обряда был всего один перерыв, который длился 4 года, и это были годы Великой Отечественной войны. В это время икона хранилась в амбаре местной жительницы М.Прокопцовой. Война закончилась, и икону снова стали носить из дома в дом.

Издавна считалось, что дом, где стоит икона, обходят стороной горе и болезни, не будет в этой избе и пожара. Многие вспоминают, как к иконе привозили больных, чтобы помолиться о здравии, молодые перед свадьбой тоже приходили поклониться святыне.

Интересным является и тот факт, что некоторые люди, кто приехал на праздник в Осиновку, видят, как в небе на некоторое время расходятся облака в виде православного креста. Необыкновенное явление природы разные люди воспринимают по-разному…

Приходите на Свечу к Ивану-богачу...

Местные жители и обряд, и саму икону часто называют Свечой. Почему? Говорят, что у иконы на праздник горит много свеч, поэтому так и называют. А возможно, этому есть и другое объяснение…

На территории западных губерний России, Русского Севера существовал подобный праздник, он так и назывался -- Свеча. Но переносили там из дома в дом не икону, а именно большую свечу, которую год от года наращивали, украшали. Называли её Братской Свечой, и воск на неё жертвовали все жители общины. Подобный обряд сохранился в деревеньке Бастеновичи Могилёвской области. Каждый год к празднику Великомученицы Варвары, который отмечается 17 декабря, жители деревни переносят большую украшенную свечу. Называется праздник "Варваринская Свеча".

Есть сведения, что именно в Могилёвской губернии "Свечой" было принято называть и иконы, которым поклонялись все жители деревни. Поэтому о том, как появилось в Осиновке такое светлое название обряда и самой иконы, можно судить по-разному.

Старожилы вспоминают, как перед праздником Рождества из дома в дом бегали ребятишки, зазывая: "Приходите на Свечу к Ивану-богачу!". Понятно, что богачом в деревне можно мало кого назвать, именно в "мирском" значении: богатый деньгами, материальными ценностями. А вот "богачом духовным" является здесь каждый, кто искренне верит в силу православной иконы.

О других обрядах

В своей работе "В краю медовых лип" Г. Крамор рассказывает интересную историю, которую поведали ему осиновские бабушки. По их словам, в селе Рябово в начале 30-х годов XX века на "Девятую пятницу" устраивали крестный ход с иконой. На этот крестный ход девушки ходили из Осиновки в Рябово пешком (!), это более полстони километров! После литургии люди отправлялись… на болото! Именно там, под одной из кочек чудесным образом была найдена икона. Одной женщине трижды снился сон о том, что под болотной кочкой лежит святой образ, который нужно выкопать. Кочку она нашла, выкопала, и под ней действительно оказалась икона – чудо! Под ней струилась вода. Позже на этом источнике построили избушку с колодцем-"каплицей", из неё набирали освящённую батюшкой воду и поили гусей. Сейчас об этом уже мало кто помнит, ведь, как рассказали осиновские бабушки, они были последними, кто ходил на этот крестный ход.
Существовал в Осиновке, кроме Свечи, и ещё один интересный обряд. В период долгой засухи старушки ткали обудённик (длинное, не менее 3-х метров, полотенце, которое нужно было соткать за один день), ставили на поле у речки стол, на него -- иконы, хлеб-соль. Читали молитвы, с крестным ходом обходили деревню, окропляли водой посевы и топили обудённик в реке. А ночью над высушенной зноем деревней начинался дождь…

Деревенские молитвы

Сохранившийся от далёких предков осиновский обряд переноса иконы с каждым годом становится всё популярнее. Искренне жаль, что некоторые люди, приезжая, не до конца понимают его смысл. Икона не исполняет желания, не помогает в приобретении мирских ценностей, к ней идут именно за благословением, мудростью, благодатью. Истинно православные говорят: если вы пришли поклониться иконе, значит, в вашем сердце живёт вера, и это главное. Бог сам даст то, что вам действительно нужно. Совсем немного осталось в Осиновке дворов. Когда-то многоголосая деревня постепенно стихла. Теперь здесь слышны только скромные разговоры старушек, воспоминания о былом да лай деревенских собак. Но она не пропадёт и не исчезнет, пока в её домах каждый год 7 января будут загораться свечи у иконы, и старушки будут петь звонкую "Многие лета". Пусть услышит Бог деревенские молитвы и сохранит маленькую Осиновку, а вместе с ней большую Россию. На многие-многие лета…

На снимке: момент совершения обряда Фото Т.СУХОВОЙ

Другие материалы по тегу "Православие и мы"