Долг простого человека
Поздняя осень. Темно. Холодно. Деревенская лошадка торопливо везёт сани по грязному снегу, на санях – молодой сельский фельдшер и беременная женщина. До акушерского пункта ещё не один километр. …
Часто мы поднимаем вопрос: чем городской житель отличается от деревенского? Действительно, чем? Почему-то в современном обществе сложилось мнение, что горожане социально стоят выше селян. Разве это правильно?
Человек не становится хуже оттого, что он не ходит в солярий, ни разу не пробовал суши и не знает, что такое шоппинг. У него есть что-то другое, своё, понятное только деревенскому сердцу, чего горожане, возможно, никогда не поймут, не испытают и не увидят. И хочется рассказать об одном сельском человеке: простом, с доброй душой и сердцем, которое болит за своё дело, за свою деревню, родных людей, воспитанников…
Нина Ипполитовна Долгушина
Родилась и выросла в с.Озерном, здесь же окончила школу. Трудовой путь молодой учительницы начался в Чуртанской школе в роли преподавателя русского языка и литературы. Затем было профтехучилище в Тюмени, где Нина Ипполитовна трудилась воспитателем, детский сад уже в Озерном, местная школа. "Учительская" пора ей нравилась больше всего – дети, занятия, домашние задания и тетрадки. 1995 год стал значимым в её карьере – в трудовой книжке появилась запись "директор Озернинской школы". Руководящей должности Нина Ипполитовна сначала побаивалась: как вести себя, что делать, как стать полезной школе? Опыт приходит с годами, и вот уже 17 год Н.И. Долгушина возглавляет педагогический коллектив.
На выбор профессии учителя повлияли мои родители
-- Другом нашей семьи была Анна Григорьевна Суворова – отличный педагог, замечательный человек, она всегда была примером, -- начинает рассказ Нина Ипполитовна. – Вообще, учитель – почётная на селе профессия, его все уважали, к его мнению прислушивались.
И мне родители посоветовали учиться на педагога. Противиться не стала, получила образование и по распределению попала в Чуртан. В то время я и не думала даже, что когда-то смогу возглавить школу. Знаете, а я скучаю по тем временам! Не хватает класса, этих звонков и перемен. Я люблю свою работу. Тем более живём мы в деревне, а плохо работать в деревне -- стыдно!
Школа – это то место, где дети должны чувствовать себя комфортно
Вообще, человек должен жить, учиться работать там, где ему нравится. Тогда и отдача будет соответствующая. А для этого нужно просто создать такие условия, чтобы было уютно, комфортно, спокойно каждому человеку. Если в деревне будет работа с достойной зарплатой, комфортное жильё, места отдыха, всё для развития детей, никто и не уедет. Наоборот, приедут! Деревня будет жить, процветать.
Так мы стараемся делать и в школе. Дети не должны чувствовать себя неловко перед городскими, у которых больше сегодня возможностей. Нужно дать им возможность развивать свои способности, делать то, что нравится. Пусть лучше они занимаются спортом, наукой, чем просто "болтаються" по улице. Мы провели в школе такое исследование, узнали, у кого из ребятишек дома есть компьютер, Интернет. Оказалось, далеко не у всех. Значит, нужно в школе поставить компьютеры, подключить выход в Интернет, дать возможность этим детям пользоваться и тоже развиваться. Ребёнок не виноват, что родители его чему-то не научили, чем-то не могут обеспечить. Нужно дать ему тогда понять в школе, что он не хуже других, дать возможность проявить себя в чём-то другом, помочь.
Я считаю, что это наша главная задача – помогать ребятам развиваться, учиться, познавать себя и мир. Приятно, что школьники общаются с нашими выпускниками, теперь уже студентами и понимают, что поступить в вуз – ещё полдела, нужно ещё хорошо учиться, окончить его! Осознают, что это непросто, если ты в школе ничего не делал. И идут на занятия именно за знаниями. Это заметно по их работе на уроках, по тому, как относятся к домашним заданиям; тех, кто тянется за знаниями, сразу видно. Я искренне радуюсь успехам наших учеников, всегда приятно, когда они занимают призовые места на олимпиадах, в спорте. Практически каждый год школа выпускает медалистов. После окончания ими школы, мы стараемся отслеживать судьбы ребят, они ведь уже, как родные, и хочется, чтобы в жизни у них всё получилось.
Хорошие результаты могут быть там, где к этому стремятся
Со мной работает замечательный коллектив, единомышленники, люди, болеющие за школу душой. Все, кто здесь трудится, от учителей то технического персонала -- профессионалы, знающие, что, как и зачем делать.
В этом году у нас появились 2 молодых специалиста. Очень важно, что в коллектив вливаются молодые, тем более, в деревенской школе. Но как сделать так, чтобы они заинтересовались, остались работать именно здесь, в деревне?
Это очень сложный вопрос. Мы решили: пусть девчонки работают и за это получают хорошие деньги, они только начинают свой путь, и их должна радовать зарплата. Человек не останется здесь работать, если его труд оценивается в 5-6 тысяч рублей. И мы дали молодым специалистам, с их согласия, разумеется, дополнительные часы, классное руководство. Пусть они видят, что за хорошую работу платят хорошие деньги и стараются, развиваются, стремятся к чему-то большему. Тем более, зарплата теперь зависит от количества учеников. Один человек в классе или 30 – готовиться-то к уроку нужно одинаково, и планы писать, и журнал заполнять – всё так же. Так какой это критерий? Да и в деревенских школах учеников всегда меньше, это же не значит, что учителя здесь хуже работают, чем в городе, где классы большие, и почему за свой труд должны получать меньше?
Очень хорошо, что есть премиальный фонд. Учителя поняли, что оплата их труда идёт в зависимости от результата. Лучше показатели – больше денег. Это стимул.
Единственное, что отвлекает сегодня любого учителя от его непосредственной работы – бумажная волокита. Планы, мониторинги, отчёты – это занимает очень много времени. Учителю бы материал лишний подготовить, что-то новое найти, к уроку лучше подготовиться, а ему необходимо ещё множество бумаг заполнить. Например, сейчас идёт изменение типа учреждения: школа вместо МОУ стала МАУ, это значит, теперь нужно будет поменять столько документации! Согласовать, напечатать, принять...
Школа должна стать вторым домом
За последние годы у нас изменилось многое: улучшилось оборудование, стали применять новые технологии, обновили спортинвентарь. Удешевили питание детей, ввели в меню фрукты, сок, чтобы дети получали витамины. Может, у кого-то из родителей денег на это нет, пусть хоть в школе ребёнок получает необходимое. Это получилось, благодаря тому, что у нас есть большой приусадебный участок. Заведует им человек, которому это дело по душе – учитель биологии Е.В. Мартынова. Она и детей заинтересовала: школьники с удовольствием (!) работают на этом участке. Родители тоже не против: во-первых, их дети заняты полезным делом, во-вторых, засчёт того, что питание стало дешевле, получают в столовой фрукты. Кроме этого, сами сажают цветы, благоустраивают территорию. Я считаю, что ребёнку нужно дать понять, что школа – это второй дом. Ты же не делаешь что-то дома во вред, не ломаешь, не пачкаешь, а, наоборот, стараешься сделать лучше. Так и в школе: если ко всему относиться по-хозяйски, то этот дом станет уютным, здесь будет приятно находиться, осознавать, что здесь что-то твоё, сделано твоими руками. Знаете, я прихожу рано утром в свой кабинет и вижу, как школа просыпается, оживает. Слышны первые шаги, потом шум нарастает: голоса, звонки, вопросы… К вечеру шум постепенно стихает, школа как будто снова засыпает. Ребята, учителя, весь персонал, родители – вот то, что заставляет школу жить, её душа…
Кто, если не мы?
Конечно, не бывает без проблем. Давно мы мечтаем о капитальном ремонте, хотелось бы иметь в каждом классе компьютер, а ещё, чтобы к нам приходили молодые специалисты. Дети любят, когда с ними работают молодые – уверенные в себе, полные идей, энтузиазма.
По-хорошему завидуем Викуловской школе №1 – у них всё компьютеризировано давно, электронные дневники вводятся… Тоже бы хотелось с этим всем работать, но пока нет возможности, смотрим, учимся, ведь, надеемся, и у себя когда-то это всё введём.
Нужен нам новый автобус. Сейчас подвоз детей организован, но встаёт проблема, если хочется куда-то поехать за пределы района: автобус не соответствует всем нормам. Но так хочется ребят куда-то свозить, показать новое, пусть расширяют кругозор, развиваются, удивляются! Это им сейчас так нужно!
Главной нашей проблемой остаётся крыльцо. Вопрос стоит уже не один год. Говорят, любой дом начинается с крыльца: если оно красивое, ухоженное – значит, и хозяева хорошие, дельные. А что получается у нас: в школе уютно и чисто, на территории тоже, а вот крыльцо весь вид портит. Сейчас вопрос этот в ведении и отдела образования, и администрации района, очень надеемся на понимание и на то, что наше крылечко в скором времени приобретёт достойный вид.
Не бывает такого, чтобы не было вообще проблем. Их просто нужно решать вовремя. Приходится и по инстанциям долго ходить, и ходатайства не раз писать. Если ничего не делать, ничего и не будет, кто, если не мы?
Хотелось бы своё село сделать лучше
Проблемы, требующие незамедлительного решения, есть не только в школе, но и на селе. Как депутат Думы Озернинского сельского поселения говорю односельчанам: давайте решать их вместе, сообща. Приходите, говорите о них, хоть не все вопросы решаются нами, сельскими депутатами, но посодействовать, сделать так, чтобы какую-то проблему заметили выше, помочь её решить – это наша обязанность.
Хотелось бы, например, решить вопрос с центральной дорогой, она не асфальтирована – это первое. Второе: улучшить социально-бытовые условия пенсионеров. Многие из них уже одиноки, сами не в силах что-то сделать. Чтобы хоть как-то им помочь, мы при школе организовали тимуровский отряд. Дети навещают ветеранов, пенсионеров, помогают им по дому, дрова складывают, дорожки чистят. Люди должны видеть, что их не забыли, стремятся помочь.
Ещё один вопрос стоит на повестке уже давно: бродячие собаки и бродячий скот, благоустройство территории. Это уже от самих людей зависит. И глава, и депутаты работают в этом направлении: ходят по дворам, говорят, объясняют. Наше село – это наш дом, давайте вместе его делать лучше, краше, чище. Есть жители, которые к этому и стремятся: придомовую территорию регулярно чистят, дома свои украшают. Но далеко не все относятся к этому ответственно, а жаль…
Чтобы жить лучше, нужно к этому стремиться, в селе ли, в городе, главное, там, где твои родные и любимые…
На снимке: Н. И. Долгушина
Фото Т.СУХОВОЙ