Пусть радует каждый день!

Представители Викуловского отделения Союза женщин России навестили участницу трудового фронта Зинаиду Васильевну Шагину. 13 ноября ей исполнилось 97 лет. Из близких родственников остались племянники. Труженица тыла рассказала о своей нелёгкой жизни и труде в годы Великой Отечественной войны.

Пятнадцать лет эта женщина занималась хохломской росписью, работала на производстве. Встретить людей с такой профессией у нас в Сибири – большая редкость!

   Зинаида Васильевна приехала в Викулово из Нижегородской области – родины хохломы, старинного русского народного промысла. Там прошла вся её жизнь. В Викулово живёт тринадцать лет, на переезде настояли племянники. Родом она из села Копосово Городецкого района. В семье воспитывали двоих детей: Зинаиду и Ивана – брат на пять лет старше. Отец Василий Карнаухов умер, когда дочке было пять лет. Шёл 1932 год, он сильно болел. Семья вела единоличное хозяйство, но наступило время коллективизации, когда весь скот объединили в колхоз. Мама Зинаиды Мария говорила мужу: "Как же мне поступить теперь?" На что Василий отвечал: "Вступай в колхоз. Ты не сможешь одна обрабатывать наши полоски", и вскоре умер. Пришлось женщине вступать в колхоз. У семьи была лошадь, её забрали в общее стадо. А ещё были построены житница (устаревшее название зернохранилища) и амбар, их тоже забрали. Разрешили только в одну половину своего амбара сено сложить.

   - Я пошла в школу в девять лет, -- вспоминает Зинаида Шагина. -- Четыре класса окончила -- и на производство. Нравилась мне хохломская роспись! Я бы и дальше работала на заводе, но не сумели его удержать. Предприятие со временем закрыли. Стала я работать в колхозе. Разную работу выполняла – на какую пошлют: и лён щипала, и жала серпом рожь. А потом уехала в Городец. Там полегче стало жить. Вечером приду с работы, покушать только себе приготовлю -- и всё. А в деревне мне тяжело было. Мама умерла в 1958 году. То хоть мы с ней вместе дрова заготавливали, а тут мне одной пришлось. Научилась пилить двуручной пилой валежник. И как только у меня хватало силушки! В Городце я работала уборщицей в школе шесть лет, там мне и комнатку выделили. А потом трудилась в химчистке. Вот так, всё время одна. А однажды присватали ко мне мужичка. Мы зарегистрировали брак. Но муж через шесть лет умер. И я опять одна осталась…

   В жизни практически каждого человека, жившего в годы Великой Отечественной войны, были холод и голод. Со слезами на глазах вспоминает этот период старшее поколение. Не исключение и Зинаида Васильевна. Есть тогда было нечего. Булочки пекли из льняных коробочек от семян льна, их называли колкольцы. Колколец по вкусу был жгучий и щипал в горле, но альтернативы ему не было. Ещё делали пыж из семечек, он получался чёрный и мягкий.

   - И гнилую картошку всю переели, - вспоминает труженица. – Один год картошку колхоз не всю вырыл, и она осталась на зиму в поле. Весной мы с мамой пошли на это поле в лаптях – картошки прошлогодней себе набрать. А там не земля, а "кисель". Верёвочки на лаптях порвались, лапти сдёрнулись. Мы с мамой выбрались оттуда и ушли ни с чем. Никакой другой обуви, кроме лаптей, у нас не было – о сапогах резиновых и не мечтали.

   В молодости Зинаида Васильевна была рукодельницей: плела кружево, вязала варежки и носки, вышивала. Многие её вышитые работы до сих пор украшают квартиру, где она живёт. Проживает одна. Теперь за ней ежедневно ухаживает соцработник Оксана. Бабушка называет её своей золотой помощницей. Родственники тоже не забывают, навещают и помогают. Поэтому она ни на что не жалуется. Желаем труженице тыла здоровья, и чтобы каждый прожитый день приносил положительные эмоции!

Фото Татьяны СУХОВОЙ

Другие материалы по тегу "спасибо за победу"