Здесь родилась я и живу

Здесь родилась я и живу, Здесь я прописана младенцем. Своею родиной зову Клочок земли, что греет сердце.

Затерялась среди лесов и заросших полей моя родная деревенька с музыкальным названием Скрипкино, некогда шумная, многолюдная, со своими традициями, историей, с замечательными людьми. Сейчас остаётся только предполагать, почему село носит такое название. Возможно, по фамилии первого поселенца или по причине постоянного скрипа вековых сосен. А, может быть, кто-то из первых поселенцев был скрипачом? Никто этого не знает. А жаль!
   Датой рождения села считается 1770 год. Это центральная усадьба Скрипкинского поселения. В то время на месте села шумела тайга, и первые дома рубили тут же. В конце 19 века сильный пожар уничтожил хвойный лес, и тайга отступила. Позади два с половиной столетия, наполненные событиями и радостными, и горькими. Не обошли стороной наш "медвежий угол" Гражданская война, Великая Отечественная 1941-45 г.г. Немало искалечили судеб коллективизация, перестройка, бесконечные эксперименты на жизни сельских тружеников. Но всё-таки помнить хочется только хорошее. А хорошего было тоже немало. Где бы человек ни жил - в деревне ли, в городе - его предназначение -созидать, своим трудом создавать блага, которыми сам будет пользоваться и потомки. В деревне жизнь никогда не была лёгкой, и живут здесь физически выносливые люди, преданные своей малой родине, несмотря ни на какие трудности.

   Так сложилось, что моя жизнь неразрывно связана с судьбой села. Здесь родилась, здесь и сгодилась, о чём не жалею. Я связала свою жизнь со школой, в которой сама когда-то была ученицей, а потом учителем. Трудности деревенской жизни меня не пугали, я их с детства знала. Это же я могу сказать о тех, кто, получив специальность, возвратился в родное село, чтобы внести свой вклад в его развитие.
     Кажется, что ещё недавно жизнь в деревне шла своим чередом: люди работали, создавали семьи, рожали детей, строили дома, отмечали праздники... В 70-е годы во всех деревнях поселения строили молочно-товарные фермы, свинофермы, овцефермы, фермы по откорму молодняка. Построены кирпичные гаражи для техники. Свои МТМ и автопарк, пилорама, мельница. Радостным событием было строительство нового кирпичного двухэтажного здания школы, которое сдано в эксплуатацию в августе 1987 года. Возвели стены нового здания детского сада, но не успели построить. Я как очевидец всех изменений в поселении, начиная с 60-х годов, сравнивала их с тем, что было, а о более раннем периоде  жизни села узнавала от старожилов.
   В 1927-30 годах в Скрипкино была открыта начальная школа.(в Жигулях и Тамакуле в 1919-20 гг.). Помещением для неё служили крестовые дома брата и двух сестёр Рашовых на правом берегу реки Тенис. Семьи раскулачили, имущество и дома конфисковали, а хозяев выслали из деревни. В крайнем от большака доме ещё и мне пришлось учиться в 1 классе. С 1932 года открыли 5-е классы. Школа получила статус семилетней и оставалась такой по 1960 год. В 1961 году стала восьмилетней. Учились дети со всех окрестных деревень: Тамакуля, Спирихи, Жигулей, Пестовки, даже из Ермаков. Жили на квартирах или добирались пешком до школы. В 60-е годы открыли интернат для учеников из соседних деревень. Помещением для него служил второй дом Рашовых. В третьем доме оборудовали школьную мастерскую, где девочки вместе с мальчиками осваивали премудрости технологии: строгали, пилили, вырезали по дереву...Поэтому моё поколение девчонок умеет и табуретку, и скворечник смастерить, лобзиком орудовать, стамеской, молотком, пилой. Мне эти умения в жизни пригодились.
   Я пошла в 1 класс в 1960 году. Это событие в памяти не отложилось, но помню помещение, где проводились уроки. Большая комната, перегороженная на две половины досками. Всё, что говорят на оной половине, слышно на другой. Занятия зимой проводились при свете керосиновых ламп, закреплённых в простенках окон.
   В 1962 году было введено в эксплуатацию новое деревянное здание барачного типа на этой же территории, просуществовавшее до 1987 года. Во второй класс я уже пошла в новую школу. В этом же году в Скрипкино появилось электричество. Это была локальная электростанция при въезде в село. В 12 часов ночи свет отключали.
   В новом здании было просторно, но зимой всегда холодно. Часто сидели на уроках в верхней одежде. В питьевом бачке вода покрывалась корочкой льда, а мы лёд разбивали и пили. Никто не говорил, что нельзя. Застывали чернила в чернильницах (писали мы стальными пёрышками, макая их в чернила). Иногда занятия отменяли из-за низкой температуры, но узнавали мы об этом, придя в школу. Отогревшись возле печей, радостные бежали домой. Переодевшись, шли кататься на горку. Никакие морозы нас не пугали. Никто нам не говорил, что сосульки грызть вредно, мчаться с крутой горы на самодельных лыжах и санках опасно, кататься на коньках по тонкому льду нельзя...Росла и закалялась деревенская ребятня в гармонии с природой.
   В начале 70-х я вернулась в родную школу уже в качестве учителя. Ничего нового я не увидела. Те же столы и скамейки под несколькими слоями краски, изрезанные перочинными ножами "умников". Провисший в коридоре потолок и выпирающаяся дранка стен под тяжестью извести, тот же зимний неуютный тепловой режим. Приезжие учителя не задерживались. Оптимизма особого не было. Ситуация начала меняться в начале 80-х, когда завезли новую мебель, перешли на кабинетную систему обучения, а на горизонте замаячила школа-новостройка. Да и коллектив учителей формировался из выпускников своей школы, молодых специалистов.
   С открытием новой двухэтажной школы в 1987 году условия труда изменились. Огромное поле деятельности. Твори, дерзай! Что мы и делали. Светло, тепло,уютно, оборудованные и оснащённые кабинеты , специальная мебель. Работать в таких условиях - одно удовольствие! Мне приятно назвать имена моих коллег, патриотов своей малой родины, посвятивших свою жизнь воспитанию и обучению местных детей: учитель математики Русакова Валентина Николаевна, учителя начальных классов Рагоза Валентина Борисовна и Шевелёва Надежда Ивановна, учитель литературы Маркова Валентина Степановна. Из приезжих учителей заслуживают огромного уважения учитель биологии Шелепова Любовь Леонидовна и учитель начальных классов Жигульской школы Богомазова Анна Ивановна. Здесь они состоялись в профессии и обрели семейное счастье.
     Многое изменилось в облике села за последние 25 лет далеко не в лучшую сторону.
 Никто не ожидал, что оптимизация внесёт такие страшные коррективы в привычный уклад деревенской жизни. Реорганизация колхозов повлекла за собой массовый отток населения, сокращение количества детей, закрытие школ. В 2006 году Скрипкинская основная общеобразовательная школа была "оптимизирована".
Есть пока ещё на карте Викуловского района маленькая точка Скрипкинское сельское поселение - моя малая родина. А родину, как и мать, не выбирают и любят такой, какая есть.

                                                    

Другие материалы по тегу "На конкурс «Расскажу о родине моей»"