Авторота – честь и гордость района

(Окончание. Нач. в № 29).

К 60-м годам несколько поменялись  административные кадры. Инженером АТП был назначен Тропин А.Ф., начальником эксплуатации – Мелехов Г.А., главным бухгалтером – Н.А. Васильев, старшим экономистом – А.М. Квашнин. Автопредприятие пополнилось новыми автомобилями: ЗиЛ-150 – в количестве 15 единиц, ГАЗ-51 – 25, "Урал-350" -- 4", чуть позднее к ним добавилось несколько ЗиЛ-157, "Урал-375" и первый КамАЗ. Всего парк насчитывал более сотни автомобилей различных марок и модификаций.

  Коллектив работал рентабельно, ежегодно выполняя и перевыполняя доведённые задания и принятые соцобязательства, увеличивая доходы и прибыль. Заработная плата у шоферов и персонала была самой высокой по району, в отдельные месяцы достигала 200 рублей и выше (плюс – премии). К примеру: у начальника АТП месячный оклад равнялся 176 рублям.

  Трудились водители не только в хозяйствах родного района, были частыми командировки и в другие регионы: в Омскую область, Кемеровскую, Алтайский край и Казахстан! Трудились, как и подобает маякам производства, – на отлично, о чём свидетельствуют многочисленные почётные грамоты, благодарственные письма, ценные подарки, которыми награждались викуловчане "за рубежом". А это – Ф.М. Анищенко, А.А.Удрас, А.М.Фомин, В.С.Алексеев, А.И.Иванов и многие другие.

  -- К концу 60-х автобаза уже крепко стояла на ногах, -- рассказывает ветеран производства В.И.Калинин, его шофёр и диспетчер. – Наряду со старенькими ЗиС-355 в парке появились "Колхиды", ЗиЛ-157, ЗиЛ-164, ЗиЛ-555. Отлично работали подсобные, ремонтные мастерские: токарная, где трудился Алексей Громоздов, кузнечная – Михаил Новосёлов, аккумуляторная – Аркадий Ковалёв, столярная – Анатолий Васенин. Что характерно, предприятие помогало транспортом не только хозяйствам района, но и школам, медучреждениям, райпотребсоюзу, а также – населению. Никому не отказывали в заявках. (После 1970 года Владимир Иванович занимался партийно-советской деятельностью; в 1992-2001 – глава Викуловской районной администрации).

  За примерную работу многие члены коллектива автохозяйства были награждены правительственными наградами. В 1966 году получил орден "Знак Почёта" и его руководитель – А.Н.Ермольев. По этому поводу именинника тепло поздравили товарищи по работе, Коллегия Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР и Президиум ЦК профсоюза работников связи, рабочих автомобильного транспорта, а также П.А.Шумков, начальник Объединения "Тюменьавтотранс". Заслужил человек.

  …Май 1970 года. Викуловское автохозяйство, согласно приказу № 207 по Тюменскому управлению от 15.05.1970 г., объединено с Ишимской автоколонной 1319, стало являться её филиалом. Просуществовал он почти 20 лет. Именно на этот период приходится расцвет его сил и возможностей, наивысший успех в его больших и малых делах.

  -- Машины, а это было порядка сорока большегрузных "КамАЗов" (1976 год), практически не находились в парке – зимой и летом в работе, -- рассказывает А. Антонов, бывший водитель предприятия, секретарь комсомольской и партийной организаций автоколонны. – Весомый вклад в общее дело вносили Александр Удрас, Анатолий Фомин, Владимир Поступинских, Виктор Тропин, Владимир Парфинович, Павел Анищенко и другие водители, а также – Михаил Новосёлов (кузнец), Семён Малышкин (механик). Всех и назвать трудно, ведь нас было больше сотни.

  Добавим к словам Александра Анатольевича следующие показатели, выработанные автоколлективом в 1984 году к 27 октября – Дню шофёра. Объём перевозок выполнен на 113,1 процента (перевезено сверх плана 13000 тонн грузов); план грузооборота выполнен на 104,8 процента, сверх плана выработано 381867 тонно-километров; доходы перевыполнены на 725776 рублей, получено 84741 рубль прибыли. Эти цифры красноречиво говорят о том, как работали люди.

  Но, пожалуй, самым успешным для автобазы, за всю её историю, стал 1987 год, когда выработка на одну списочную машину составила 980 тонн перевозки и 67350 тонно-километров. Это рекордные цифры по Министерству автомобильного транспорта РСФСР и первое место по стране в социалистическом соревновании! Коллектив награждён переходящим Красным знаменем, Почётной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Такой победой нельзя не гордиться. И труженики гордились, гордились заработанными орденами, медалями, почётными грамотами, а их руководитель – особым знаком отличия: "Заслуженный работник автотранспорта РСФСР".

  Так, что за человек был этот Ермольев, сумевший сплотить коллектив, сделать его работоспособным, дружным, преданным родному краю, умеющим бороться и побеждать? Простой сибиряк, родившийся 8 октября 1929 года в д. Лебяжье Сорокинского района. Окончил Готопутовскую начальную школу, в 9 лет пошёл работать в колхоз "Согласие". Затем – служба в армии, демобилизовавшись, в 1953 году, работал в Викуловском райфинотделе инспектором по бюджету. С августа 1955 по ноябрь 1989 года – Викуловское автохозяйство, от рядового сотрудника до его директора. 34 года… Сколько благодарностей за это время у Алексея Николаевича – не счесть! Ветеран труда, коммунист, общественник, активный селькор газеты "Красная звезда" имеет множество почётных грамот, в числе которых грамоты ЦК КПСС, Совмина, ВЦСПС, Тюменского обкома КПСС и облисполкома, Викуловских руководящих органов. А от Тюменского транспортного управления и обкома профсоюза, администрации Ишимской АК 1319, Управления УВД Тюменского облисполкома. Всего – более 30. Но главная награда для него, как он сам считал, уважение и признательность людей, товарищей по совместной деятельности, всего коллектива автохозяйства.

  Вскоре, после ухода на пенсию, Алексей Николаевич вместе с супругой, Валентиной Игнатьевной, работницей детского сада, перебрались на жительство в с. Исетское, поближе к дочери Вере и внукам, как говорится, доживать свой век – у него пошаливало здоровье: давал о себе знать сахарный диабет, упало зрение. А вместе – легче.

                              III. На закате социализма

  23 декабря 1987 года начальником Тюменского объединения был подписан приказ № 697, которым предписывалось создание на базе АК 1319 и Ишимского ПАТП Ишимского хозрасчётного производственного объединения автомобильного транспорта. От этого нововведения викуловским труженикам не стало легче: приходилось практически работать по указке ишимского начальства: поезжай --туда, грузи – то, отвези – туда и т.д. Долго боролось с такими неувязками руководство парка, во главе которого стоял Николай Сергеевич Заикин, опираясь на поддержку Викуловского райкома партии и райисполкома. И лишь спустя три года, с 1 января 1991 года, викуловчане обрели самостоятельность.

  Кажется, всё есть: новые машины, технические мастерские, опытные, знающие своё дело люди – живи и работай. Так оно и было, по крайней мере – на первых порах. "КамАЗы" были нарасхват (их в 90-х годах в АТП насчитывалось более тридцати). Трудились водители по-прежнему: и в родных хозяйствах, и за пределами района.

  В 1993 году вновь реорганизация предприятия. Теперь оно стало называться ТОО "Автомобилист". Связан процесс был с перестройкой в стране и её начавшимися последствиями. Возглавил общество, можно сказать, доморощенный передовик производства, водитель В.А. Поступинских, который находился на посту директора почти девять лет. (Владимир Александрович трагически погиб в ДТП 22 мая 2001 года).

  Появились и новые маяки труда, взамен ушедших на заслуженный отдых отличников. Только добрые слова шли в адрес Павла Анищенко, Сергея Чупина, Сергея Сеногноева, Олега Чичерова, Александра Новосёлова, Владимира Чингалаева, Владимира Шаденко, Василия Иноземцева, Вячеслава Кошеленко, Ивана Пономарёва и других.

  Вряд ли что-то нужно добавлять к таким словам и цифрам, свидетельствующим о том, как работали люди:

  -- Водитель ТОО "Автомобилист" Валерий Владимирович Киселица на своём автомобиле перевёз за 9 месяцев 1999 года более 1000 тонн грузов, выработав при этом 378712 тонно-километров. Это лучший показатель по всем АТП Тюменской области.

  …Время социализма безудержно катилось к своему закату. На базе упразднённых, развалившихся колхозов и совхозов создавались мелкие кооперативы, товарищества, общества, которые, в большей степени, не нуждались в транспортных услугах ЗАО "Автомобилист", так стало именоваться бывшее ТОО после 17 марта 1999 года. Машины простаивали, сокращался штат.

  -- Из огромного когда-то парка осталось не полных два десятка грузовиков, половина из которых находилась ещё в аренде в разных местах, а остальные… Остальным делать было нечего. Абсолютно нечего, -- подчёркивает директор ЗАО той поры В.Г.Тассо. – К тому же душили транспортные налоги, налоги на недвижимость, не хватало денег на ГСМ, цены на которые росли не по дням, а по часам…

  Автобаза еле держалась на плаву.

  -- Это было падение, крах. "КамАЗы" неделями простаивали на территории без надобности кому-то, -- делится воспоминаниями и С.Н.Бабкин, начальник ЗАО 2005-2012 годов. – Мужики шли утром на работу лишь для того, чтобы отметиться. Естественно, и зарплаты не было…

  В 2012 году ЗАО "Автомобилист" фактически не стало. Последним его руководителем снова стал Вячеслав Георгиевич Тассо, который пришёл на помощь своим товарищам по автохозяйству, чтобы помочь оформить юридические документы по поводу банкротства акционерного общества.

  …Осенью нынешнего года Викуловской автороте – ЗАО "Автомобилист" исполнилось бы 70 лет. Красивая дата, в которой отражаются трудовой героизм и доблесть наших очень многих земляков, которые своей кропотливой и неустанной работой творили гражданский подвиг. Помнить о нём сегодня -- наша святая обязанность.

                                                 

 

 

Другие материалы по тегу "На конкурс «Расскажу о родине моей»"