Памяти Фёдора Ивановича Дозорцева

Уважаемые викуловцы! Ещё в 70-е годы мне довелось служить с Ф.И. Дозорцевым в 15 танковой дивизии в Центральной группе войск.

По характеру службы я не относился к подчинённым ему частям и подразделениям, но реальность нередко сводила нас  при выполнении поставленных командованием задач. В те годы ветераны Отечественной войны ещё не были большой редкостью в армии. Но Фёдор Иванович и в управлении дивизии, и в подчинённых ему частях пользовался  особым авторитетом. Среди нескольких моих воспоминаний о тех годах есть  и небольшой "рассказик" об одном из случаев на учениях, который произошёл, когда я был рядом с  Фёдором Ивановичем. Не судите строго за эти строки. Главное, что они правдивы! С уважением и пожеланиями всего лучшего вашему сибирскому краю!

* * *

   Почти всегда все передвижения в ходе учений советских войск, расположенных на территории наших бывших "союзников" по Варшавскому договору, проводились по второстепенным дорогам. Так происходило и в конце очередных учений частей Центральной группы войск в конце лета 1974 года. В машине начальника тыла 15 танковой дивизии Героя Советского Союза полковника Ф.И. Дозорцева я возвращаюсь домой – в предвкушении предстоящей возможности принять душ и хотя бы относительно нормально выспаться. Фёдор Иванович тоже порядком устал, но своему правилу не изменил – возвращаться последним, пропустив все колонны подчинённых ему частей. Вот прошла и последняя колонна – бензовозы. Когда малиновые огоньки стоп-сигнала машины технического замыкания исчезли за поворотом, полковник бодро втиснулся на переднее сиденье УАЗа и дал команду водителю: "Вперёд!"  Но машина с места не двинулась. Водитель, опустив голову, буркнул Дозорцеву: "Та у нас нема бензину…" Пауза была не хуже, чем в финале "Ревизора". А затем я услышал одну из знаменитых тирад Дозорцева, коими он славился довольно широко.

   По местной туристической карте, которые по ряду понятных людям военным причин заменяли мне "секретные" изделия военно-топографической службы, выходило, что ближайший от нас населённый пункт находился километрах в пяти-шести. Решение было принято: я иду в деревню и пытаюсь либо найти бензин на месте, либо дозвониться тем, кто сможет нам помочь. Но не прошёл я и сотни метров, как сзади показались фары машины. Нам повезло – домой после дежурства возвращался из ближайшего городка прапорщик общественной безопасности – местной "милиции". Через полчаса мы продолжили путь, а к утру уже были в гарнизоне. Фёдор Иванович сразу же рассказал командиру дивизии о нашем приключении. И смеялся вместе со всеми. К концу наступившего дня, связавшись с нашими местными друзьями, я узнал: один из подчинённых Ф.И. Дозорцева привёз выручившему нас чешскому прапорщику две канистры бензина – вместо одной. И личный подарок от своего шефа – две бутылки "Столичной".

   И в качестве "алаверды" одно совсем не смешное примечание. В 1998 году в издательстве с весьма претензионным наименованием "Права человека" (!!!) вышла книга первого командующего Центральной группой войск А.М. Майорова "Вторжение. Чехословакия, 1968". Не стану задерживаться на содержании книги. Но на правах человека, знающего проблему далеко не только по чьим-либо высказываниям или публикациям, могу сказать: не раз и не два мне было стыдно за строки, которые я читал на страницах этой книги. Если бы у меня была возможность встретиться с автором, то никакая разница в званиях и возрасте не помешала бы мне высказать ему своё "фэ!"  И дело не столько в различии мнений и воззрений, сколько в той лёгкости, с которой автор (или кто-то от его имени) обошёлся с реальными фактами. Но встретиться с генералом оказалось непросто. А ещё через несколько лет А.М.Майоров скончался. Вести же полемику с теми, кто ушёл в мир иной, – дело не только бессмысленное, но и недостойное. Зато есть смысл высветить один рабочий момент. Содержащаяся на средства США (факт общеизвестный и никем не опровергаемый) радиостанция "Свободная Европа" располагается уже давно не в Мюнхене, а в центре Праги. В здании, построенном предыдущим государством для парламента страны. В списках сотрудников русской редакции РСЕ есть и журналист Владимир Ведрашко. Тот самый, которому принадлежит литературная запись книги генерала.   

 

                                                                                                                   

Другие материалы по тегу "9 декабря – День героев Отечества"