Нет в России семьи такой…

                                                                    Нет в России семьи такой,

                                                                    Где б не памятен был свой герой,

                                                                    И глаза молодых солдат

                                                                    С фотографий увядших глядят.

                                                                                              (Евгений Агранович).

                                                                          

   Чем старше становишься, тем чаще вспоминаешь поколение своих родителей. Многое пришлось им пережить, и Великая Отечественная война – одна из страниц их жизни. Я хочу рассказать о моих родственниках, переживших ту войну.

    Передо мной фотография семьи моего отца 30-х годов прошлого века. Мария Ивановна – мать. Дочери – Анна с мужем Никанором, Агрофёна,  Мария и сын Семён (мой отец). После раскулачивания  остались одни без кормильца. Где сгинул Волынкин Афонасий Ефимович,  неизвестно  до сих пор. Вскоре умерла и Мария Ивановна. Младшим (Семёну и Марусе) было  по 9 – 12 лет. Остались без ничего.     

   В 1939 году Семёна призвали на службу в армию, 219 стрелковый полк, шофёр, с июня 1939-го по август 1941-го года. Многие из тех, что несли службу недалеко от границы, попали в окружение вражеских войск, не миновало это и папу. Плен с августа 1941-го по март 1945-го года. "Шахты Лотарингия ". Германия. Голод, холод, изнурительный труд,  и на всю оставшуюся жизнь заработал болезнь лёгких.

   После освобождения из плена союзниками (США) с марта 1945 года по июль 1946 года дослуживал в отдельной трофейной бригаде шофёром. Демобилизован в марте 1946 года. К 40-летию  победы  советского народа в Великой Отечественной войне Волынкин Семён Афонасьевич награждён орденом Отечественной войны II степени.

    Торопился домой  в Сартам, где жили сёстры. Агрофёна  до возвращения  Семёна  завербовалась и уехала на Сахалин, встреча состоялась только через 35 лет, была замужем,  4 детей. Муж старшей сестры Анны – Попов Никанор Ефимович – рядовой, 1902 года рождения, пропал без вести в октябре 1943 года. В 1949 году от горя и нужды умерла Анна. Её дети – Александра, Иван и Яков  –остались круглыми сиротами. Семён как мог – где советом, где делом – помогал.  

    Мария подросла, устроилась на работу на Калининский маслозавод и проработала там  до выхода на пенсию. В 1944 году вернулся с фронта (комиссовали по ранению) Калинин Василий Михайлович, гвардии рядовой, на груди  медаль "За отвагу". С ним Мария создала семью. В сентябре 1945 родилась  дочь Наталья, потом Люба, Володя, Сергей  и Николай.

   Ещё одна фотография из семейного альбома – это семья  моей мамы  Волынкиной Таисьи Сергеевны.  В центре  -- бабушка Волынкина Матрёна  Дмитриевна и сестра бабушкиного мужа Гобова  Катерина Степановна, и семь дочерей  бабушки  Матрёны – Варвара, Татьяна, Ирина, Анна, Таисья, Катерина, Галина. Нет на снимке единственного сына Леонида  и мужа Волынкина Сергея Степановича. Это послевоенная фотография 50-х годов. Муж умер  ещё во время раскулачивания, когда семью с восемью детьми выгнали из дома на улицу. Катерина Степановна жила в Викулово, была  вдовой, вновь вышла замуж за Гобова Флора Трофимовича. От двух браков было 5 детей. Сын от первого брака Балаганин Пётр Григорьевич, рядовой, 1921 года рождения, погиб  23 декабря 1943 года, похоронен в Витебской области. Муж дочери  Анастасии Григорьевны --Тарасов Виктор Сергеевич, тоже участник войны, имеет награды.    

   Старшая дочь  Варвара была замужем и жила в  Чебаклее. Муж Шолохов Алексей Ульянович, рядовой, 1913 года рождения, погиб 12 февраля 1943 года, похоронен в Ленинградской области. Варя осталась с тремя детьми – Капитолина, Галина и Александр, который родился в августе 1941 года. Татьяна жила в Сартаме. Муж Волынкин Александр Прокопьевич, рядовой, 1907 года рождения, погиб 9 марта 1943 года, похоронен в Ленинградской области. Таня осталась с четырьмя детьми: Евгений, Валентина, Владимир и  младенец, который не прожил и года.  В военное лихолетье  в доме Татьяны  жили  две семьи эвакуированных из Ленинграда. Дружба и переписка между семьями сохранялась долгие годы. Когда подросли дети, Татьяна вышла замуж за участника войны Данилкина  Николая  Степановича, который вернулся с фронта без обеих ног.                                                                                         Сын Леонид не был на фронте, во время войны находился в трудармии. В его семье выросли три дочери – Раиса, Альбина и Александра. 

   "Пусть эта фотокарточка напоминает Вам, что у Вас была дочь. Дорогая мама, как хочется встретиться с тобой, выслушать твои благословения. Если имеешь возможность, сохрани карточку и тогда, когда, быть может, меня не будет".  Эту фотографию с прощальным письмом на обороте Ирина отправила  домой маме в январе 1943 года. Отправляясь на задание, не знала она тогда, вернётся ли когда-нибудь в дом родной. Вернуться удалось, хотя  родные в Сартаме получили похоронку...  Ирина вышла замуж за Бартош Виктора Петровича – оба участники Великой Отечественной войны, были учителями, вырастили четверых детей: Виктора, Владислава, Светлану и Людмилу.   

   Катерина вышла замуж за Волынкина Георгия Фёдоровича, 1915 года рождения. Он был призван на службу рядовым  в 1936 году. Участник войны с Финляндией. Закончил службу в звании гвардии майора в должности помощника  комполка по снабжению. Награждён медалями "За оборону Советского Заполярья", "За Победу над Германией", Орденом Отечественной войны II степени. После победы полк перевели в Грузию в город Ахалцихе  в 6 км от Турции. Там  и поженились, и родилась дочь Людмила, позже сын Сергей. В 1949 году вернулись на родину в Викулово. Георгий Фёдорович был назначен председателем колхоза в Озерное. Катерина Сергеевна работала учителем в школе. В нашей семье Таисьи и Семёна первым на свет родился  Александр, потом я – Ольга, Геннадий, Надежда  и Сергей. У Анны одна дочь – Людмила. У Ковалёвой Галины Сергеевны – дочь Татьяна. Галина работала учителем в Калинино и Поддубровном, тогда она была Волынкиной, потом уехала в Омск.

   Это всё мои кровные родственники  -- воевавшие, победившие и погибшие.  Дети выросли. Выросли уже и дети  детей. Как бы тяжело  не жилось  во время войны и после неё, прошли годы, я вышла замуж за  Шалухина Алексея Арсентьевича. Его  отец  Шалухин Арсентий Степанович родился в Белоруссии, но на войну пошёл из деревни Ивановки. Принял военную присягу 3 мая 1942 года. Разведчик,  гвардии старший сержант. 28 сентября 1943 года был ранен. За время войны был награждён  медалью "За отвагу", орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени, медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".  До войны  был женат, и рос сын Михаил, но после войны женился на вдове Давыдовой Марии Титовне  из  деревни Покровки. У Марии  росли две девочки Нина и Анна. Её муж Давыдов Михаил Александрович, младший лейтенант, погиб 5 марта 1945 года. Воевали и два брата: Овчинников  Варнавий Титович, который тоже не избежал плена, и Овчинников Георгий Титович, сержант, 1906 года рождения, погиб 15 июля 1943 года. Похоронен у деревни Панская  Орловской области. Его жена работала в одном из детских домов нашего района и после войны уехала вместе с сыном  в Донецк, куда был возвращён детдом.        

   Прошли годы, я похоронила мужа, и судьба свела с Кузьминым Михаилом Гавриловичем. Его отец Кузьмин Гавриил Иванович, рядовой, 1913 года рождения, погиб в сентябре 1943 года. Мать Анна Назаровна воспитывала четверых детей  -- Николая, Алексея, Михаила и Елену.  

  Фотографии хранятся в семейном альбоме, а данные о погибших родственниках взяты из книги "Память", которая тоже хранится в семье. 

   Столько потерь, столько вдов  и сирот росли, помогая друг другу, не имея большого достатка, но имея большое сердце и крепкую душу. Из участников войны остались в живых уже единицы. Рождённых  до войны  -- немного, послевоенное поколение тоже состарилось. Как же живётся нам? Пережившим всё? И сейчас живём, словно в другой стране…

   В Сибири не было войны

В Сибири не было войны,

Но бесконечны павших списки.

В Сибири не было войны,

Но густо рдеют обелиски.

В Сибири не было войны,

Но раны набухали кровью,

И средь таёжной тишины

Не высыхали слёзы вдовьи.

В Сибири не было войны,

Но мы спокойных дней не знали

И, русским мужеством полны,

В снегах заводы поднимали.

Мы счёт бомбёжкам не вели,

Но помним время грозовое,

В моё село с войны пришло

Из ста парней всего лишь трое.

В Сибири не было войны,

Но мы огнём её задеты.

И наши подвиги видны

На светлом знамени Победы.

В Сибири не было войны,

Но славилась Сибирь полками,

И лучших воинов страны

С тех пор зовут сибиряками.

                     (Иван Краснов).

Ольга ШАЛУХИНА (Волынкина), с. Викулово

Другие материалы по тегу "22 июня – День памяти и скорби"