Победе навстречу!

Страшным катком прошла Великая Отечественная война по судьбам девчонок и мальчишек 20-х и 30-х годов. Вот воспоминания одного из тех, кто сполна познал тяжёлый крестьянский труд, а ведь ему не было и семи…

                                                       Дети войны

   Мы дети войны: я с 1937 года, а сёстры Дуся – с 1935-го, младшая Вера – с 1942-го. Испытали все трудности военной поры. Перенесли голод и холод. Сестре пришлось пасти телят в колхозе, овец, свиней и боронить на быках поля на Большом увале. Мама работала на разных работах: на ферме, в поле, ухаживала за свиньями. У неё не было времени отвести меня в ясли, и я пошёл один. Открыл дверь яслей – они находились в большой комнате деда Паши Сосновского, -- услышал: няня закричала на меня, и я повернулся и вышел. Пошёл домой. Когда мама пришла с работы, я сказал ей, что меня в ясли не пустили.

                                                        Мужик

   Мама занялась подготовкой меня на работу. Нашла одежонку и обувь. Со следующего дня я стал мужиком. В пять лет. Мне мама доверила быка, на котором я подвозил отходы для свиней со склада на ферму, мёрзлый картофель с поля, в бочку воду с реки Ташаир для заливки в котлы. Моя работа была –управлять быком. Сначала я только держал быка, чтобы он не ушёл. Находил траву, солому, кормил его. Позднее возил воду на быке с сестрой Дусей. С ней мы по очереди черпали воду в бочку и подвозили на ферму. А после привоза отходов и воды дежурили в подсобной избушке, мыли полы.

   В летнее время и осенью пасли свиней около фермы и на полях убранного хлеба возле складов. В свободное от работы время искали полевой лук, едучки (молодые ветки тала), саранки, ягоды, собирали конёвник (кобылятник), из которого делали тесто. А для того, чтобы тесто не прилипало, применяли муку из листьев боярки. Бояровый лист собирали в лесу. Дома его сушили в печи и на печи. Толкли в деревянной ступе пестом.

   Кроме управы на ферме, помогали маме в тканье холстов для колхоза и для себя, чтоб сшить одежду. Потом от осота и других сорняков поля пшеницы, овса освобождали. Были на полях босые, одолевали комары и пауты. Очень хотелось есть и пить…

   Мама, кроме управы на ферме, ходила на полевые работы, жала серпом хлеб, а когда его скашивали, вязала снопы.

   Вспоминаю, как в один из субботних дней был сделан субботник по уборке хлеба, мы тогда с Дусей стаскивали снопы в суслоны. В обед нас покормили, налив супу и дав по маленькому кусочку хлеба. В тот день мы были по-настоящему сыты…

   Позднее брата Александра привёз солдат из Усть-Ишимского госпиталя после ранения в боях в Белоруссии. Он ещё не мог работать, и его поставили конюшить. Мы с сестрой кормили коней сеном и соломой…

                                                 Сбор колосков

   После уборки хлеба нас, детишек, водили на сбор колосков, а потом на склады – там мы высыпали их на землю под крышей (током). Взрослые обмолачивали колоски цепами. При сборе нам запрещалось съесть зёрна колосков. На сбор нас водили колхозница Катерина и районный уполномоченный. Были босиком, лапти из липовой коры надевали, только когда шли на покос грести сено.

                                             Пища для "Нати"

   С появлением трактора "Нати" детям давали работу на сушке чурочек на печи дома. Сырые чурочки складывали на печь, когда один бок подсыхал, их переворачивали. Высохшие чурочки снимали с печи и складывали в мешки, отвозили к газогенераторному трактору "Нати".

   Наш отец Прокопий Васильевич, находясь на излечении дома,  сумел освободить нас, детей, от этой работы с чурочками. Он с женщинами обустроил за деревней специальную печь для сушки. Там мы тоже помогали.

   …В детскую обязанность входило и водиться с маленькими братьями и сестрёнками. Взрослые были на работе в поле. Часто слышали, как взрослые поют песни при езде на поле и с поля, они поднимали настроение.

 

                                                     Табак

   Дети деревни, в том числе и мы, летом занимались выращиванием из рассады табака, посаженного взрослыми. Носили в кадки воду, она нагревалась на солнце. По нескольку раз в день поливали  рассаду. Сложной была эта работа. За лето удавалось снять три урожая табака. Под наблюдением взрослых "замаривали" его, чтобы он крепчал, сушили в тени на крышах, потом сухим мелко рубили в корытцах топором или сечкой. Просеивали через сито, деля "по сортам". До слёз и чихания доводила детей рубка этого растения.

   Отдельными посылками отправляли табак на фронт. Часть его меняли на хлеб или сухари у речников, приходивших в Бобры за зерном. Однажды Дмитриевна поменяла его на ком соли и вар (типа гудрона). Вся деревня Ташаир пользовалась солью и варом.

   Вязали ещё детишки веники для фронта и колхоза…

(Продолжение следует)

                                     

 

Другие материалы по тегу "рассказы-были"