Мы выросли в труде

(Окончание. Начало в № 45) Помню, при школе в 50-е годы 20 века был небольшой земельный участок, где на грядках прививали нам первые навыки посадки овощей и по уходу за ними.

Тут же был маленький парничок, куда мы посеяли семена огурцов и решили, что к выпускному вечеру вырастим свежие огурцы и подарим выпускникам – отрядным вожатым. Когда огуречная рассада дала цветы, а потом появились и маленькие огурчики, мы решили дежурить около парничка даже ночью при костре, чтобы огурчики не вырвали. Мы их вырастили и подарили выпускникам. Как же мы сияли от радости, что нас хвалили, благодарили! Это был наш первый восторг, когда мы поняли, что наш труд порадовал других.

   В 1953-54 гг. в школе был организован ботанический (юннатский) кружок под руководством Клары Николаевны Стрельцовой. К этому времени пришкольный участок находился, где сейчас стадион. Члены кружка вели опытническую работу. У каждого юнната был свой уголок земли, где он закладывал опыт. Впервые на участке были посажены семена кабачков и кукурузы. Осенью выращенные овощи сдавали в школьную столовую. Это ли не была наша гордость!

   Зимой кружковцы занимались сбором золы у населения – удобрения для будущего урожая. А в кабинете биологии проводили опыты по проверке всхожести семян. На подоконниках росли в ящичках и радовали своей зеленью лук, горох, зерновые и т. д. В клетках жили снегири, синички и др. прицы и ласкали слух щебетанием. Работали с большим интересом и даже без присмотра Клары Николаевны.

   В 1955-56 гг. пришкольный участок перенесли на другое место, на старом – начали строить спортивную и метеорологическую площадки. На новом месте построили стеклянную теплицу. Зимой топили печь. Было тепло и светло. Благодаря этому ребят радовали зелёный лук, рассада помидоров, огурцов, цветов.

   Если бы наше поколение не было приучено к труду, то в 1958 году после окончания школы 23 выпускника не поехали бы на строительство Академгородка в г. Новосибирск. А они поехали! Первое время жили в палатках, на работу ходили за 5 км. Работали и кочегарами, и помощниками каменщиков. Но работали дружно, с энтузиазмом.

    Бывало, что приходилось трудиться с раннего утра до позднего вечера. Кроме этого устраивали субботники, воскресники, которые проходили всегда весело. Была создана своя художественная самодеятельность, которая выступала в красных уголках в деревеньках, куда выезжали ребята. Были спортивные секции: лыжная, лёгкая атлетика. Словом, не унывали! Трудности не пугали! Не даром в школьном музее в галерее "почётных людей" большинство портретов из этого выпуска.

   У многих из нас, детей войны, школа закончилась в 7 классе. Вместе со школой закончилось и детство. Нам приходилось и работать, и учиться, но только в вечерней школе. Так постепенно мы превращались во взрослых людей, минуя отроческие годы.

   В 1961 году я пришла работать в Викуловскую среднюю школу старшей пионервожатой. В это время в школе была создана кроликоферма. Её организаторами и ведущими были К. Н. Стрельцова и В. М. Ячевская (Рощина). За кроликами ухаживали сами ребята: заготовляли корм, для этого косили траву, которую подвозили на школьных лошадях к кормушкам. В кормокухне готовили корм. Кролики были разных пород: серый великан, белый великан, чёрно-серебристый и пушистый. Кроликов кормили три раза в день. За порядком следило дежурное звено. Эта ферма давала хороший доход школе.

   1962 г. Раньше в Викулово не было своего пионерского лагеря. И ребята отдыхали или в Тюменском бору, или в здании своей школы около берёзовой рощи. А на Шаньгином бугре был широкий луг, где росли мелкий кустарник да разные травы. По инициативе бывшего директора Дома пионеров Анатолия Васильевича Давыдова был организован трудовой десант по озеленению Шаньгина бугра. Посадили саженцы сосны. И на этом же месте был организован первый палаточный пионерский лагерь имени Володи Дубинина. Шаньгин бугор превратился в один из красивейших уголков нашего района. Это место стало зоной отдыха не только детей, но и взрослых.  Хорошую память о себе оставили учителя и учащиеся школы под чутким руководством А. В. Давыдова.

   1964 г. Организация первой ученической производственной бригады. Руководитель – Покатов Николай Семёнович. Бригадир – ученица 10 кл. Документова Татьяна. Площадь бригады – 135 га. Посев пшеницы – 85 га, гороха – 10, кукурузы – 30 га. В бригаде учащиеся 9-10 кл. Сами ребята сеяли, пололи, боронили, культивировали и убирали урожай. Лагерь был не выездной, жили в школе, а на работу ходили пешком. Бригада делилась на звенья. Каждое звено выбирало себе участок, растение и проводило свои разные опыты. С этого года началась работа производственных ученических бригад. К сожалению, о работе многих бригад не осталось никаких сведений. Вот отчёт ученической бригады за 1976 г. Летний трудовой лагерь находился около деревни Чебаклей и назывался "Ивушкой". Бригадиром был Юрий Шабанин. Лагерь был палаточным. Ребята жили полностью на самообслуживании. Сами пахали, сеяли, проводили опыты с растениями. Сами себе готовили еду. Поварами были девочки, которые вставали в 4 часа утра. Подъём в 7 утра, зарядка, наведение порядка в палатках. Завтрак и работа на участке. Вечерами устраивали различные конкурсы, игры, самодеятельные концерты между палатками. 15 дней пролетели незаметно. Прощались с грустью. Из этого отчёта видно, чем и как занимались ребята в бригаде, и что труд для них не был в тягость, было время повеселиться, и расставались с грустью. Но не приведены результаты работы. А вот отчёт бригады за 1978 г., в котором "голые цифры", но как они добились этого, кто участвовал? Неизвестно. Итак. "Выращено 7 га картофеля, сдано государству 600 ц, остальное – в школьную столовую. Лука – 960 кг, посажено 35 га ёлочек, отработано на хлебоприёмном пункте – 80 человеко-дней. Отремонтировано 18 классных комнат. Заработано 3 тыс. рублей (по тому времени это большие деньги)".

   Вот читаю эти отчёты, воспоминания бывших учеников: сколько они собрали металлолома, макулатуры, как ходили на практику на животноводческую ферму, на птицефабрику, сколько ёлочек посадили в лесничестве… И что? Они стали что ли инвалидами? Нетрудоспособными? Их как-то этот труд изуродовал? Когда встречаешься с бывшими выпускниками, ни один не говорит о прошлом что-то горькое, обидное в адрес трудового воспитания. А вот сожаления, что наши современные дети порой не могут отличить петрушку от морковной ботвы, у них есть. Для сегодняшних детей подмести класс после уроков, вымыть доску, собрать мусор – это чуть ли не рабский труд. А я вспоминаю, с каким воодушевлением октябрята собирали макулатуру, даже сохранились сведения за 1968 год: 3 "а" -- 327 кг, 2 "в" -- 90 кг, 1 "в" -- 90 кг. А в 1981 году во Всесоюзном соревновании пионерских организаций под девизом "Миллион – Родине" наша дружина собрала 7 т 800 кг макулатуры и заняла второе место по Союзу! А сколько берёзовых почек и лекарственных трав сдавали в аптеку? Ну неужели это был рабский труд? Не помню, кто сказал, и от кого я слышала хорошие слова:  "Когда тебе грустно, тоскливо – ищи радость в труде". Наверное, это всё-таки лучше, чем часами щёлкать телефон или глядеть в телевизор. Но я твёрдо уверена, что людей нашего поколения –  60-80-х годов 20 века – труд не испортил!

На снимке: трудовой субботник

Фото из архива автора

Другие материалы по тегу "проект мы родом из детства"