Обслуживает сушильную установку
Дмитрий Куликов трудится в ЗАО «Экос». Стаж работы у парня ещё только начинается, но всё, что связано с сельским хозяйством, он знает не понаслышке. Рос в деревне, поэтому труд крестьянский знаком хорошо.
На переменке в коррекционной школе весело, радостно шумит детвора, отдыхая после очередного урока. Частенько шутит с ребятами и Александр Васильевич Лотов, водитель школьного автобуса, нравится ему общаться с детьми. Но! Здесь он со школьниками играет, а когда везёт их на учёбу
или домой – предельно внимателен и серьёзен, ему доверяют самое ценное – жизнь детей.
Родом Александр Васильевич из деревни Серебрянки нашего Викуловского района, сейчас там уже мало дворов осталось. Семья жила сельским хозяйством, мужчины все практически были водителями.
-- И брат старший, и дяди на шоферов учились, -- говорит Александр Васильевич, -- так что я тоже исключением не стал: после школы профессия сама меня выбрала, и поехал я в Омскую область в СПТУ-42 учиться на шофёра и слесаря. Как сейчас помню: получили мы с одноклассником по 104 рубля, ну, минус за питание, общежитие, так что на руки дали по 70. А мама в колхозе больше 35-ти не зарабатывала… Удивительно было!
Получил Александр Лотов до армии профессию, а в армии – ещё одну, водителя-крановщика. Вернулся на родину – и тоже за руль сел. В Каргалах в то время оставались колхоз и такая организация, как сельхозтехника. Вот там и работал. И на бортовой машине ездил, и хлеб возил, в общем, какие работы нужно было выполнять, те и делал.
С 1978-го года Александр Васильевич переехал в Викулово. Ещё один техникум окончил, механиком трудился, а в Дорожно-строительной передвижной механизированной колонне – ДСПМК – принимал участие в строительстве подъездных путей к площадкам ферм, зернотокам. Потом предложили ему идти инженером в КБО – комбинат бытового обслуживания.
-- Это были девяностые годы, сложные, -- вспоминает Александр Васильевич. – Я и замом директора побывал, и директором, и снова замом. Но на любой должности – всегда за рулём. В КБО ведь тогда много чего делали: обувь ремонтировали, шили одежду, даже кожи выделывали, и химчистка работала. Материалы – дефицит, вот и возил их из Тюмени. И бригаду рабочих тоже возил.
Взрослых возил, а детей – никогда.
-- В школе я оказался под старость и случайно, -- шутит Александр Васильевич, до старости ещё далеко. – После КБО, который постепенно расформировали, трудился в "Промстройсервисе" (и механиком, и каменщиком, и бригаду опять же возил), но работы становилось всё меньше… Однажды делали ремонт в первой школе, я на крыше спортзала "сидел", вдруг слышу – сын снизу зовёт: "Спускайся! Пойдём в центр занятости, работа для водителя есть!". Центр занятости населения как раз напротив школы, мы пошли. Оказалось, прежний водитель автобуса в коррекционной школе вышел на пенсию, ставка освободилась. Подумал – и согласился. Только вот с ребятами я никогда дела не имел. Чего от них ждать? Каких неожиданностей? Ответственно…
Но зря переживал, с ребятнёй быстро общий язык нашёл.
-- Дети в любой школе одинаковые. Скажешь им с добром – они добром отвечают. Изучил я их уже!
Одному Александр Васильевич конфетку даст, другого по голове погладит, а кому-то, бывает, надо погромче что-то крикнуть, посерьёзнее – смотря, какая ситуация.
И вот уже почти пять лет рабочий день водителя школьного автобуса начинается в шесть утра. Он приходит в гараж первой школы – там все автобусы стоят, проводит осмотр (без этого никак – железо есть железо), обязательно делает влажную уборку в салоне. Автобус у Александра Васильевича теперь новый, не подводит, хотя и старый за 11 лет ни разу "не обидел" ни нынешнего "хозяина", ни прежнего. И зимой ребят "не заморозил".
Потом водитель школьного автобуса направляется в больницу. Медицинские работники строго проверяют состояние здоровья, ведь ребят везти! "За руль со светлой головой!", -- такой девиз каждого шофёра. После осмотра Александр Васильевич едет за сопровождающим – человеком, который следит за детьми во время перевозки, и – за ребятами.
-- В этом году у меня боковское направление, -- поясняет Александр Васильевич. – Но я не только "своих" привожу, но и из первой, и из второй школы. Боково – Иковское – Березино. В автобусе 22 посадочных места. Никто стоять не должен, по правилам, все обязательно пристёгиваются. Первых минут пять все едут спокойно, а потом шуточки начинаются, и у одной красавицы постоянно "случайно" ремешок расстёгивается. Глаз да глаз! И перекличку часто проводить надо.
У второй школы Александр Васильевич забирает "своих" из Долгушино (они в Викулово на автобусе ВСШ №2 приезжают), иногда учителей некоторых и едет в коррекционную. А после занятий несколько рейсов делает, ребят развозит. Но с водителями автобусов других викуловских школ – всегда на связи, мало ли что, вдруг помощь нужна, или у кого-то автобус сломается. Взаимовыручка у водителей, добрые отношения.
…И так каждый учебный день, но и выходные бывают "активными". Кто-то ездит на бензовозе, на огромной фуре – опасно! А в перевозке детей -- особая опасность: отвечаешь за жизнь, за детей, самое святое… Чтобы получить разрешение работать на школьном автобусе, нужно пройти ряд комиссий. Вот и у Александра Васильевича с собой в салоне целая стопа бумаг, разрешительных документов. И медосмотр он дважды в год проходит.
-- Ответственная работа, но мне с ребятишками интересно. Разные они все! А я – как с внуками. Понимаю и шалости их, и игры. И они с уважением и дружбой ко мне. И в автобусе лишний раз не мусорят! – улыбаясь, заканчивает рассказ о себе водитель школьного автобуса.
На снимке: А. В. Лотов с ребятами
Фото Т. СУХОВОЙ