Не бойтесь цифр вместе прожитых лет
Семья Шаденко образовалась 8 августа 1987 года. Пять лет назад мы писали об этой хорошей, дружной семье к её 30-летнему юбилею. Теперь Лариса и Владимир Шаденко отмечают уже 35-летие совместной жизни.
"Жизнь прожита не зря!" – с уверенностью может сказать о себе Галина Ивановна Тропина (на снимке), которая 3 апреля отметила свой 75-й день рождения. За её плечами трудовой путь длиной в полвека, есть что вспомнить и рассказать своим внукам и правнукам, а также читателям газеты "Красная звезда".
-- Мои родители, Манефа Гавриловна и Иван Николаевич Савинкины, очень любили друг друга и своих детей, -- рассказывает Г. И. Тропина. -- Я в семье была старшим ребёнком. Мама работала продавцом, папа – водителем. Так распорядилась судьба, что папа принимал участие в трёх войнах: с Финляндией, на Халхин – Голе и в Великой Отечественной. Не один раз был ранен, награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, многими медалями. Он был танкистом. В июле 1941 года его призвали на фронт, а в декабре этого же года родилась вторая дочь – Люба. В 1943 году папа вернулся домой по ранению, побыл с нами совсем недолго, ему было приказано пройти лечение в г. Кургане. Врачи подлечили его, и он снова уехал на фронт. Я горжусь своим папой, он с боями дошёл до Берлина, семья наша не голодала в годы войны – государство выдавало нам продовольственный паёк на военнослужащего. К тому же у нас всегда была корова, выручал большой огород, на котором работали мама и муж маминой сестры Пётр Фёдорович Баранов, он всегда помогал нашей семье. Третья сестра Светлана появилась в семье ближе к концу войны, и мама оставляла её на нашем с Любой попечении, когда уходила на сенокос или на другую работу на весь день. Всего в нашей семье родилось семеро детей, уже после войны – Володя, Валя, Надя, Витя. Когда папа вернулся с войны, мы перестали получать от государства поддержку, и это очень было заметно. Пришлось маме варить суп из лебеды, крапивы. Чтобы получить хлеб по карточкам, нам, детям, приходилось вставать очень рано утром, чтобы занять очередь в хлебную лавку. После войны папа работал инструктором райкома партии, председателем местного колхоза, при нём хозяйство поднялось на ноги, колхоз стал миллионером. Школьники в то время работали летом в поле: дёргали вручную лён, вязали снопы, убирали турнепс, пропалывали всходы зерновых культур, кукурузы от осота, помогали колхозу, как могли.
Галина всегда мечтала стать медицинским работником. В 1958 году после окончания Викуловской средней школы вместе с подругой подала документы в Тюменское медицинское училище, но они где-то затерялись, и мечта её так и осталась мечтой.
В послевоенные годы в школах района не хватало учителей, и Галину приняли подменным учителем начальных классов. Сначала работала в д. Чаше, потом – в Новоборовой, Малахово, подменяла учителей на период их болезни или декретного отпуска. Уроки преподавания молодая учительница брала у своей тёти – Анны Гавриловны Сидориной, человека образованного и уважаемого. Она же посоветовала племяннице поступать в Тобольское педучилище, что Галина и сделала. Трудно было не учиться, а жить вдали от родных людей. Было холодно, голодно, питались студенты в основном макаронами да хлебом, который бесплатно можно было взять в столовой. После года обучения приехала девушка на практику в Викулово, в пионерский лагерь. В это же время в лагере работал Владимир Фёдорович Тропин – молодой фельдшер. Здесь они познакомились, полюбили друг друга, а через какое-то время поженились. Галина перевелась на заочное отделение.
В. Ф. Тропин был родом из Ханты-Мансийска, там у него жила мать, и он очень скучал по ней. Когда он предложил поехать в Ханты-Мансийск на работу, Галина Ивановна последовала за ним. К тому времени у неё уже был диплом об окончании Тобольского педучилища, и на новом месте её приняли пионервожатой в одну из городских школ. Вскоре на свет появился сын Сергей, и уже тогда супруги решили, что им обоим, во что бы то ни стало, нужно получить высшее образование. В 1962 году Владимир Фёдорович поступил на очное обучение в Омский медицинский институт, а Галина Ивановна с сыном и свекровью осталась в северном городе. Видя, как тяжело переживает невестка расставание с любимым мужем, свекровь твёрдо сказала: "Поезжай и ты учиться, раз решили. Я справлюсь с внуком, опыт есть".
-- Я очень благодарна Володиной маме, что она решилась на этот шаг во благо нашей семьи, -- говорит Г. И. Тропина. – У меня сердце разрывалось на части между сыном и мужем, и всё-таки я поехала в Омск, устроилась на работу и заочно училась в пединституте. После третьего курса Володя стал подрабатывать ночами, а днём учился, и мы стали копить деньги на собственное жильё. Когда оно у нас появилось, мы привезли Серёжу к себе. Володя получил диплом врача и поехал на работу в Викуловскую райбольницу, а я – в школу. Мы были в хороших отношениях с главным врачом больницы Г. М. Хомутским, и он, зная о моей мечте работать в больнице, как-то предложил пройти специализацию по серологии и возглавить клиническую лабораторию. Высшее образование у меня уже было, а медицина – часть биологии. Посоветовавшись с мужем, я согласилась. В январе 1970 года поехала на специализацию, успешно отучилась 2 месяца и явилась в больницу осваивать новую должность. У меня были очень хорошие наставники и учителя -- Анна Михайловна Исаченко, имеющая богатый фронтовой медицинский опыт и лабораторный тоже, Нина Константиновна Калинина – хороший лаборант, а ещё Лидия Георгиевна Шамарова -- заведующая баклабораторией. Серологией занималась я одна на три района. Этого мне показалось мало, и я через год прошла специализацию по биохимии, стала проводить биохимические анализы в нашей лаборатории. В стационарах тогда лежало много больных людей, было до 280 коек, приходилось обследовать каждого, кому требовался такой анализ. Нагрузка была большая, пришлось расширять кадровый состав. Постепенно менялись в лучшую сторону и условия работы, приходилось доказывать руководству важность лабораторных исследований для постановки правильных диагнозов, необходимость приобретения новой аппаратуры для исследований, хорошего помещения с отоплением, водой, канализацией. Много было работы по правильному расположению кабинетов в новом строящемся здании под рентгенкабинет и лабораторию, чтобы не нарушать санитарные нормы, создать комфортную, уютную обстановку для посетителей и для сотрудников лаборатории. Наконец наш план утвердили, и когда второй этаж здания мы стали обживать, было чувство гордости, что у нас есть такая лаборатория, которой многие районы завидовали. Но пришло время оптимизации, стали сокращать кадры, в том числе и в лаборатории. Я по этому поводу переживала очень, хотя и понимала в душе, что период жизни трудный, и эта мера вынужденная. Но сократить сразу четверых лаборантов … В 2006 году я оформилась на пенсию, но поскольку с высшим образованием лаборанта у нас не было, мне пришлось ещё работать.
Вся жизнь Галины Ивановны – постоянное стремление к знаниям, и хотя у неё был муж, трое детей и бабушка, которые требовали от неё внимания и заботы, она не отказалась ни от одной специализации. У неё первая диагностическая категория, подтверждённая сертификатом Министерства здравоохранения РФ по клинической диагностике, есть свидетельство Тюменской государственной медицинской академии по основам биохимической диагностики заболеваний внутренних органов, она прошла учёбу в Украинском институте биохимии усовершенствования врачей. А ещё для неё всегда важной была общественная работа: секретарь первичной партийной организации райбольницы, член Викуловского РК КПСС, председатель районного и больничного женсоветов, депутат районного совета. И каждое общественное поручение требовало от неё достаточно много времени и сил. Выступления на конференциях, партийных собраниях, различные отчёты об общественной работе она писала ночами, когда все в доме уже спали.
Всегда и во всём её поддерживал любимый и любящий муж, он был для Галины Ивановны добрым другом и советчиком, а иногда и жилеткой, в которую можно поплакать. Его нет рядом уже около 7 лет, но он всегда в её сердце, как и дочь Таня, трагически погибшая в 10-летнем возрасте. Чтобы облегчить душевную тяжесть после трагедии, Галина Ивановна решилась на отчаянный поступок: родила дочь Галину в 45 лет. Она во всём такая -- решительная и отчаянная.
Сегодня Г. И. Тропина помогает воспитывать молодую поросль своей семьи, поэтому её трудно застать дома.
Здоровья и радости Вам на долгие годы, уважаемая Галина Ивановна. Мира и счастья всей Вашей большой и дружной семье! С юбилеем!
Фото Т. СУХОВОЙ