В краю косуль и лебедей

Родину никогда не забывают. Для многих из нас, кто родился и вырос в небольшом селе или деревеньке, но которым судьба определила жить далеко от родного дома, она навсегда в сердце. Тоненькой берёзкой у крыльца, нежными подснежниками весной, ширью полей за околицей, деревянным подвесным мостом через неглубокую речушку, стеной соснового бора, начинающегося сразу за последней улицей. Прошлое не вернётся, года летят, а память остаётся. И нам хочется время от времени возвращаться к тропинкам детства, где бегали в лес и купались в речке беззаботно, туда, где мы были такими счастливым и верили, что нет прекрасней места на земле. Эта вера и сейчас живёт в нас, и неважно, стоит ли до сих пор то родное село или там теперь пустое место.

Так могут сказать о расположении своего небольшого села жители Серебрянки и уточнят: "а ещё – бобров и журавлей". И это не преувеличение. Когда в один из солнечных апрельских дней мы ехали с главой Каргалинского поселения Валентиной Анатольевной Покатовой и фельдшером участковой больницы Светланой Георгиевной Ашихминой в это село, то по дороге и туда, и обратно видели журавлей, лебедей, косулю у кромки леса. И это всего в полусотне километров от райцентра!

-- Мы уже привыкли и не обращаем внимания, когда проезжаем и видим у дороги журавлей и лебедей, -- рассказывает Валентина Анатольевна. – Видно, нравится им здесь, каждый год прилетают.

А мне подумалось, глядя вслед взлетевшей лебединой паре, что у этих птиц, как и у людей, родина – одна, вот только они могут каждую весну прилетать на родные просторы, а у нас далеко не у всех это получается. Кроме тех, кто так и не покинул родные места…

-- В Серебрянке сейчас живёт 51 человек, -- рассказывает глава, когда мы выходим из машины, остановившейся в начале единственной в этом селе улицы. – Есть две молодые семьи с маленькими детьми, пенсионеры – их большинство, а вот здесь, -- показывает она на крайний дом, -- живёт депутат сельского поселения Вера Александровна Вдовина с мужем Иваном Михайловичем. Она работала на почте, сократили, супруг когда-то трудился в колхозе им.Свердлова. Сейчас живут за счёт личного подсобного хозяйства, постоянной работы практически нет ни у кого, только вот Игорь Черемисов (дом напротив Вдовиных) трудится в "Экосе". Кстати, Вдовиных здесь несколько семей: оба сына Веры Александровны, братья и сестра Ивана Михайловича, его мама, Евдокия Петровна, и они не хотят никуда уезжать. Кто хозяйство держит, кто организовал заготовку дров, техника есть у каждого. Трудолюбивые все, мужчины в добровольной пожарной дружине состоят. На таких село и держится.

Пока мы осматривались, вышла Вера Александровна, и теперь вдвоём они знакомят нас с местными жителями. Мы идём вверх по улице, вдоль которой стоят деревянные дома с деревянными изгородями, изредка попадаются кирпичные – отголосок колхозного прошлого (в селе находилась ферма, и результаты работы животноводов были примером в районе). От многих домов осталось только место: жители уехали, дома разобрали. Ни одного социального учреждения в Серебрянке нет. Бывшее здание клуба, начальной школы, куда теперь приезжает раз в две недели ПКУ, здесь выдают пенсию, требует ремонта -- единственное место, где собираются жители села. Обычно люди охотно общаются в магазине, новости все узнают, но здесь нет и его, товар привозят частные предприниматели.

-- Большой проблемой в селе всегда была вода, -- говорит Валентина Анатольевна. -- Стоит на бугре, даже в колодцах не всегда её было просто набрать, а в последние годы вода ушла из колодцев. Приходилось из Ишима её носить, пока в 2009 году не пробурили в селе две водяные скважины.

-- Всё полегче стало, -- добавляет Вера Александровна, -- хоть и не нравится жителям качество этой воды.

Вот и последний дом на улице, дорога за ним теряется в лесу и дальше ведёт в Омскую область. В этом доме живёт семья Андрея, младшего сына Веры Александровны, и именно сюда направляется фельдшер. Здесь хоть и не ждали Светлану Георгиевну, совсем были не против, чтобы медик осмотрела детей, старшую Юлю и младшего Алёшу. К подобным визитам малыши привыкли и безропотно дали себя послушать, а мы пожелали им не болеть.

В Серебрянке 7 дошкольников, как поясняет глава поселения, все сидят с родителями дома, в группу кратковременного пребывания в детсад нет возможности возить. Из Бобров, что в 12 км от Каргалов, детей возят два раза в неделю, но это совсем в другой стороне. Двое учеников из Серебрянки живут в интернате в Каргалинской школе, приезжая домой на выходные. Такое положение дел не всех устраивает, вот и переезжают семьи в населённые пункты поближе к школе и садику.

Возвращаясь по улице назад, мы зашли к Ольге Даниловне Фокиной, старейшей жительнице села, в феврале ей исполнилось 85 лет. Всю жизнь она прожила в Серебрянке, тринадцатилетней девчонкой пошла работать в колхоз, когда началась Великая Отечественная война. Сколько всего пережить пришлось, без слёз не рассказывается, а сейчас вот и ноги отказывают. Сегодняшним детям и подросткам трудно представить, как их ровесникам в годы войны приходилось работать по 12 часов в сутки на голодный желудок, без выходных и праздников. Деревенские мальчишки и девчонки выполняли всю работу в колхозе: пахали и сеяли, убирали урожай, ухаживали за скотом, заготавливали корма, и как бы тяжело ни приходилось, всё выдержали. Годы согнули их, живут они тихо и скромно, но очень нуждаются в нашем внимании. Поэтому так обрадовалась Ольга Даниловна, едва узнав по голосу (она почти не видит) Валентину Анатольевну, тому, что не забывают.

Спускаясь вниз по улице, мы продолжаем разговор. -- Вот тут стояла школа, --показывает на очередной большой просвет между домами глава. – Когда она сгорела, дети стали заниматься в помещении клуба. Последней учительницей была здесь Наталья Александровна Безикова, она ушла на пенсию, и детей стали возить в Каргалы. С тех пор и начали селяне потихоньку уезжать.

А ведь в Серебрянке, согласно архивным данным, в 1927 г. проживало более 500 человек, как и в Каргалах. В 60-х уже оставалось 250, в 90-х – 113. Первая артель появилась в 1931 г., потом были колхозы "Путь Яковлева", им. Сталина, а с 1954 по 1992 годы село входило в колхоз им. Свердлова. Славная история и долгая, если учесть, что основана Серебрянка, как утверждал наш краевед А.В.Давыдов, около 1700 г.

Сегодня на всё село в одну улицу и 18 дворов осталось 5 коров. И ничего тут не поделаешь: старикам хозяйство уже не нужно, молодёжи здесь немного, да и не все из них готовы его разводить. Но оставшиеся жители не торопятся покидать родные места, держатся, стараясь выжить…

Места здесь не просто красивые, но ещё и богатые, утверждают наши собеседницы. Охота или рыбалка для местных мужчин – привычное дело. Многие клюкву собирают для продажи, грибы – хоть небольшой, но всё же доход в семейный бюджет. Так вот и живут: рассчитывают на себя, свои силы, опыт и терпение, надеются, что ещё долго простоит в этом лесном и озёрном краю на берегу Ишима их маленькое село с красивым названием Серебрянка.

На снимках: В.А. Вдовина и В.А. Покатова; С.Г. Ашихмина осматривает малышей; на улице села

Фото Т. СУХОВОЙ

Другие материалы по тегу "Викуловская глубинка"