Делаем, что в наших силах
В большом или маленьком населённом пункте обязательно есть свой депутат – близкий к людям человек, которому они доверили решать различные вопросы на уровне Думы сельского поселения. И пусть …
Семья Ивана Николаевича и Снежаны Ивановны Липчанских проживает в Нововяткино с 1999 года, прежде жила в Казахстане. Там же Снежана Ивановна очно окончила Кустанайский педагогический институт. Иван Николаевич работал в органах внутренних дел.
С переменой места жительства каждый остался при своём деле: муж работает участковым милиционером в Нововяткинском сельском поселении, жена – в средней общеобразовательной школе (сначала была социальным педагогом, учителем русского языка и литературы, позднее – завучем по учебно-воспитательной работе, а с августа 2009 года – директором школы). Обучаясь заочно в ТОГИРРО, получила второе высшее образование – психолога.
В семье Липчанских подрастают двое детей – семиклассница Лиза, отличница, активистка, общественница, и дошкольник Егор, посещающий детский сад "Колокольчик". Дети очень стараются быть похожими на своих родителей, и это радует.
-- Мне всегда нравилось вести уроки, общаться с детьми, вникать в их интересы, но в директорской должности много времени отнимает бумажная отчётность, каждый свой шаг, каждое решение необходимо тщательно продумывать, поскольку школа находится в бюджетных рамках. Много чего хочется претворить в жизнь, но выбираешь главное, -- делится своими проблемами С. И. Липчанская. – Требуют ремонта сразу три здания – школы, детского сада и интерната. Причём, ремонт нужен не косметический, а капитальный. Из-за большой стоимости работ приходится переносить часть ремонта с одного года на другой. Например, пластиковые окна вставляем не сразу во всём здании, а постепенно. И сразу замечаем, что теплее стало в помещениях.
Головная боль – педагогические кадры. Пока они все на своих местах, но приходит пора, когда остро может встать проблема их обновления. Со временем наши учителя пенсионного возраста уйдут на отдых, причём, многие, и кто тогда будет работать с детьми? Как правило, в деревню молодые педагоги ехать не хотят, да и условия для работы и жизни оставляют желать лучшего. Свободного муниципального жилья нет, зарплата низкая. И самое обидное – нет перспективы развития школы, количество детей не увеличивается, а уменьшается. Исчерпаны резервы и в соседних районах – Абатском, Сорокинском, откуда приезжают для обучения в нашей школе дети. В этом году мы выпускаем в большую жизнь 20 человек, а набираем в первый класс только 8. На нашей территории много приёмных детей в семьях, и трудно предугадать, как сложатся обстоятельства. В этом году девятый класс был большой, но некоторые дети обучались по программе коррекционной школы, три ребёнка имеют инвалидность. Понятно, что им, кроме профтехучилища, никуда не поступить. И в школе они не смогут дальше обучаться по причине физических недостатков.
Много различных проблем у директора школы. Её беспокоят и сложность программы для детей первого года обучения в школе, и новые стандарты обучения, которые вводятся с 2011 года, ведь у каждого ребёнка свои способности к обучению, своё здоровье, и всех "под одну гребёнку" уравнивать нельзя. Учителя начальной школы, обучающие одновременно два класса, не смогут уделять одинаковое и достаточное внимание всем детям, чтобы они усвоили программу в нужном объёме. При этом дети будут весь день находиться в школе, а это значит, что необходимо продумывать вопросы их питания, занятости, контроля и так далее.
-- Хорошо уже то, что родители дошкольников поняли всю важность дошкольной подготовки в детском саду с получением необходимых навыков для начала обучения в школе, и посещаемость в детском саду хорошая. Коллектив воспитателей детского сада и школьный педагогический коллектив соответствуют всем современным требованиям. Теперь только я в полной мере поняла, насколько справедливо и точно выражение "Кадры решают всё". У меня в школе хорошие заместители: талантливые педагоги, администраторы и организаторы О. Н. Москвина, Е. Н. Чернова. Опытный главный бухгалтер Н. И. Новосёлова. Спокойна я и за охрану труда и технику безопасности – Т. П. Климентьева хорошо разбирается в вопросах трудового законодательства, отслеживает весь трудовой процесс в школе, -- продолжает разговор о своих коллегах Снежана Ивановна. – Два наших педагога награждены грамотами Министерства образования РФ – З. А. Вохмина и Н. И. Важенина, грамотами губернатора Тюменской области – Г. В. Жукова, В. И. Вяткина. Награды за участие в творческих конкурсах имеют О. Н. Мякишева, Н. И. Важенина. Все свои силы и знания отдают подготовке выпускников школы к сдаче ЕГЭ В. И. Пшеничникова и Н. Ю. Новосёлова. В таком коллективе, где все понимают друг друга с полуслова, стремятся дать детям прочные знания, руководителю легко работать.
А вот на мою общественную депутатскую нагрузку не хватает времени. Школьные проблемы, домашние дела (мы ведь живём в деревне, значит, приходится и огород иметь, и домашний скот) отнимают практически всё время. Да и люди привыкли все свои проблемы решать через главу сельского поселения. Это в маленьких деревнях депутаты являются властью, к ним идут люди со своими просьбами, а в Нововяткино депутаты собираются на свои заседания по мере необходимости: когда идёт кампания по благоустройству села, обсуждаются вопросы жизнедеятельности территории, финансовые вопросы, подготовка к праздничным мероприятиям и так далее. Я, как председатель Думы Нововяткинского сельского поселения, подписываю необходимые документы. Поскольку у нас в нашем селе закрыт из-за аварийного состояния сельский Дом культуры, все мероприятия вечерами проходят в школе. Но, понимая сложность обстановки, не могу согласиться с тем, что это правильно. Сельское учреждение культуры должно быть, хотя решить этот вопрос не в нашей компетенции. Школа помогает населению территории транспортом, у нас неплохая техническая база и тесный контакт с главой сельского поселения. Мы должны помогать друг другу, иначе просто не выжить.
В. Хакимова
На снимке: С. И. Липчанская
Фото Т. Суховой