Здесь оживает библейский сюжет
Тихая ночь, пещера, над ней яркая звезда, а в яслях новорождённый Иисус Христос со своей Матерью Марией. Этот сюжет из Библии воплощают в искусстве уже много веков.
В преддверии Пасхи Христовой – особого праздника, которого все всегда ждут с нетерпением – в наш район приезжали студенты Тобольской Духовной Семинарии. Они пришли в школу, чтобы встретиться с детьми, познакомиться, рассказать о себе и, конечно же, поведать о смысле Светлого Христова Воскресения, ведь далеко не каждый знает этот смысл и относится к Пасхе как к обычному празднику.
Ещё в 1703 году в Тобольске, по указу Петра I, митрополитом Филофеем было открыто первое за Уралом учебное заведение — славяно-русская школа, которую несколько лет спустя преобразовали в Тобольскую Духовную Семинарию. В наши дни при семинарии открыты Регентская и Иконописная школы, в которые принимаются юноши и девушки (а многие наверняка считают, что учатся там только юноши) с 17 до 35 лет. В Регентской школе учат церковному пению, название Иконописной школы говорит само за себя, именно в этих школах могут обучаться девушки. Студентами Духовной Семинарии могут стать только юноши. В предпраздничные дни ученикам Викуловской первой школы они не просто рассказывали о себе, о выборе своего жизненного пути, но и пригласили к беседе о смысле человеческой жизни…
-- Мы живём в мире, который очень многогранен, в нём есть всё, что мы можем пожелать, на любой вкус и цвет, и люди выбирают для себя разные пути, -- обратился к школьникам отец Владимир, настоятель Свято-Троицкого храма. – У кого-то путь складывается удачно, а у кого-то нет. И вот основной вопрос, над которым нужно подумать: почему чья-то жизнь счастлива, а чья-то несчастна? Кто-то всю жизнь трудился, работал, а счастья так и не нашёл. Почему?
Ученики пытались найти ответ на этот вопрос. "Может, кто-то счастье не успел найти?" – говорили они. И кто-то один произнёс: "Счастья нет у того, у кого нет веры".
-- Действительно. Получив всё материальное, человек понимает, что стремиться больше не к чему, теряется смысл жизни. А если бы у него была духовная составляющая, то и цели в жизни были бы другими. Он мог бы делиться с другими своим примером! – сказал отец Владимир.
Учащиеся, сидевшие в зале, ещё так молоды. Подрастающее поколение не всегда знает, почему возникают определённые трудности в жизни, подростки хотят, чтобы всё было просто, чтобы всё доставалось легко. Упрощает во многом жизнь и новейшая техника – компьютеры, телефоны… Однако у "упрощения" есть большие минусы.
-- Мы становимся глупее от технических новинок, перестаём думать, считать в уме, деградируем. В нашем мире отсутствует духовность, а именно она даёт нам возможность жить и развиваться, - считает священнослужитель.
Школьники во многом согласились с этой мыслью, простое общение сейчас нередко заменяется сидением за компьютером.
Студенты семинарии предложили молодёжи задавать им любые вопросы – от простых до философских, и школьники с удовольствием откликнулись на предложение. После завораживающего песнопения семинаристам был задан такой вопрос:
-- На каком языке вы поёте?
-- Все молитвы и песнопения в церкви совершаются на церковно-славянском языке, языке наших предков. В нём нет ни одного бранного слова, унижающего и оскорбляющего, -- отвечали семинаристы. -- Приглашаем вас к беседе, скажите, какие исторические события нас собирают вместе?
-- День Победы.
-- А другие мы не отмечаем, не собираемся, хотя было много и других славных побед и событий. Мы приехали к вам в очень большое событие, которое произошло 2000 лет назад. Так что же это за событие, которое связывает не только свидетелей воскресения Иисуса Христа, но и всех нас, все поколения, событие, пронизывающее все века?
-- Светлое Христово Воскресение!
…Диалог получался живой. Порой шуточный, порой серьёзный.
-- Пользуетесь ли вы мобильными телефонами, компьютерами и плеерами?—спрашивали дети.
-- Мы не далеки от современного мира, у многих из нас есть страницы в социальных сетях, можете нас находить, общаться. Есть задумка создать сайт Тобольской Духовной Семинарии.
-- Почему на Пасху принято бить яйца?
-- Бьют их, чтобы есть. А вот зачем красить? – спросил отец Владимир. -- Традиция идёт с первых веков христианства, со времён Марии Магдалены, она была последовательницей Иисуса Христа. Когда Иисус воскрес, это событие дошло до всех, в том числе и до императора Римской империи. Он не поверил Марии, которая рассказала ему о чуде, и сказал, что яичко, которая Мария принесла ему, быстрее покраснеет, нежели мёртвый заходит по земле. Но когда он принял яйцо, оно сначала стало алым, а потом бордовым.
-- Почему вы выбрали такой путь – семинарию? Учились ли ещё где-нибудь? Студент 3 курса Николай ответил так:
-- В семинарию каждого привела своя дорога. У кого-то был просто спонтанный интерес, кто-то стремился сюда с самого детства, есть ребята, которые сначала окончили другие учебные заведения, но пришли в семинарию, не все здесь после школы. В семинарии учатся пять лет, а когда выпускаются, служат при церкви. Среди нас есть юрист, детский хирург, есть те, кто работал, даже был начальником, но жизнь привела в семинарию.
-- Так в чём же смысл жизни? – вот и подошли дети к главному вопросу.
Удалось ли ответить на этот вопрос, вопрос, над которым ломают головы учёные и философы много веков? Будем надеяться, что всё-таки какая-то ясность в умах детей появилась, какой-то жизненный ориентир они для себя определили…
-- Каждый хоть раз задумывался, для чего мы живём. Кто-то может сказать -- совершать хорошие поступки, чтобы было легко на душе – прожить жизнь праведную. Чтобы осознанно человек пришёл к праведной жизни. Смысл жизни заключается в том, чтобы человек был вместе с Богом, а праведная жизнь – это лишь путь к Богу, то, как человек может прийти к нему.
Для многих цель в жизни – это карьера, это материальные блага, развлечения. Но доживёте вы до 30 лет, достигните какого-то серьёзного положения на работе, а что потом? Выйдете на пенсию, будете жить и думать о неизбежности смерти. А после смерти? Уже ничего, -- будете знать вы. Так в чём смысл жизни? А смысла-то и не оказалось. Единственный смысл – быть вместе с Богом, а путь – праведная жизнь, чтобы подобающе относиться к близким, окружающим, никогда не причинять зла, в этом христианская жизнь.
-- Это вопрос философский, и со временем смысл жизни меняется. Но Бог должен быть в сердце всегда. Почему? Бог есть любовь. Что такое божественная любовь? Это когда кто-то жизнь свою может отдать за ближнего своего, пожертвовать собой, помочь ему, любить ближнего. Один философ сказал, что легко любить всё человечество, гораздо труднее помочь человеку, находящемуся рядом. Задача человека – ко всем относиться одинаково, видеть в каждом именно человека. В каждом есть Бог. Мы созданы по его образу и подобию, мы его частичка. Когда мы ведём непристойный образ жизни, этот образ в себе оскверняем. Образ жизни становится потребительским. Чтобы такого не происходило, нужно наполнять свою жизнь любовью, божественной любовью…
…Вспоминаю, как и к нам, ещё школьникам, приезжали семинаристы. День запомнился на всю жизнь. С одной стороны – потому что 10 апреля 1997 года выпал снег, и мы в туфлях и без верхней одежды шли домой из школы, а с другой стороны – с самой главной – что ничего подобного никогда не слышали и не видели. Пение семинаристов, казалось, сотрясало помещение актового зала мощью и одновременно какой-то небывалой чистотой, а после разговора с ними, именно разговора, а не монолога, хотелось стать добрее и уже никогда не совершать плохих поступков. К Богу идёт каждый своей дорогой…
На снимках: семинаристы в ВСШ №1; такие сувениры
с любовью готовили дети района к Светлой Пасхе
Фото А. СТОРОЖУКА и Т. СУХОВОЙ
Из истории
Почти 310 лет исполнилось с начала духовного просвещения Сибири и 270 лет со дня основания старейшего за Уралом учебного заведения – Тобольской Духовной Семинарии. Предшественницей семинарии (как уже говорилось) была Тобольская архиерейская славяно-русская школа. В школе обучали чтению, письму, пению по нотам, славяно-русской грамматике и катехизису.
Первоначально в Тобольской семинарии были открыты только низшие классы – фары и инфимы, грамматики и синтаксиса, затем класс пиитики, а в 1748 году – класс риторики. Позднее открылись классы философский и богословский, и с 1764 года Тобольская Духовная Семинария имела полный набор классов.
В семинарии были и экстраординарные классы. Это исторический, географический, греческий, класс высшего красноречия, математический, немецкий, французский, медицинский, татарский и рисовальный. Наличие последних было вызвано нехваткой иконописцев в крае и значительным количеством иноверцев. Семинария являлась центром всего духовного образования в епархии.
Вихрь революции промчался по всей стране. Последний выпуск в семинарии состоялся весной 1919 года. О начале занятий в следующем учебном году "Тобольские епархиальные ведомости" сообщили: "Правление Тобольской Духовной семинарии объявляет воспитанникам, что время открытия учебных занятий будет объявлено особо". Каникулы затянулись на 70 лет... В течение этих тяжёлых и трагических лет Русская Православная Церковь и её институты были практически отрешены от активного участия в жизни народа. Церковь подвергалась гонениям. В Тобольске, центре сибирского Православия, были закрыты все приходские храмы, многие из них снесены, и всё духовное наследие, которое выражалось в вещественных символах, было в большинстве своём расхищено.
Промысл Божий не дал угаснуть Православию в России. После торжественного празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси в отношении государственной власти к Церкви наметились положительные изменения. 14 октября 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Тобольской Духовной семинарии. Одновременно с большими строительными работами шёл напряжённый учебно-воспитательный процесс. Из года в год увеличивалось число учащихся, пополнялись ряды преподавателей.
Тобольская Духовная Семинария сегодня – крупнейший духовный образовательный центр на пространстве от Урала до Дальнего Востока. В её стенах сегодня на богословском отделении обучается более 150 воспитанников очно и более 100 заочно из 20 епархий. В регентском и иконописном отделениях получают образование более 100 человек. Общая численность учащихся Тобольской мужской и женской гимназий составляет более 140 человек. Таким образом, в Тобольске школу духовного возрастания сегодня проходят более 400 человек.