Каргалинская машинно-тракторная станция

Первая машинно-тракторная станция (МТС) в Советском Союзе была организована в 1928 году на базе тракторной колонны совхоза имени Т.Г. Шевченко в Берёзовском районе Одесской области. Массовое строительство МТС по всей стране началось после принятия исторического постановления Совета Труда и Обороны от 5 июня 1929 года «Об организации машинно-тракторных станций».

Благодаря государственной поддержке  эти станции стали настоящими центрами механизации сельского хозяйства. Каждая МТС формировалась вокруг тракторной бригады, которой передавались комбайны различных модификаций,  тракторы (как колёсные, так и гусеничные),  широкий спектр сельхозмашин. Для полноценного функционирования станций создавались  ремонтные мастерские,  склады для хранения техники и запчастей,  нефтебазы для ГСМ,  автопарк грузового транспорта.

      Главной задачей МТС было комплексное производственно-техническое и агрономическое обслуживание колхозов на договорной основе.

    В Викуловском районе были организованы   Каргалинская, Коточиговская, Малаховская МТС. Хотелось бы рассказать про Каргалинскую МТС. Станция находилась на  территории Каргалинского сельского Совета.  Точная дата её основания остаётся неизвестной, материалы по Каргалинской МТС  в архивном отделе Викуловского муниципального района сохранились  с 1938 года.

     По данным сохранившихся документов, директорами Каргалинской МТС в разные годы были  Андрей Давыдович Эрфорт,  Павел Георгиевич Гужов,  Иван Борисович Котолевиц,  Борис Иванович Береснев,  Алексей Григорьевич Ершаков,  Иосиф Вл. Жиголковский.

     Технические возможности станции по данным годового отчёта  за  1938 год:  парк техники Каргалинской МТС включал  тракторы: 10 колёсных  и 14 гусеничных;  комбайны: 12 единиц (15-футовые модели); автотранспорт: 8 грузовых автомобилей. Среднесписочное число работников – 45 человек.

       Несмотря на скромные ресурсы, станция обслуживала 23  колхоза из различных сельсоветов Викуловского района: Каргалинский сельсовет: "Красная поляна",  "им. Ворошилова"; Боровской сельсовет: "Путь Ленина",  "Путь новой жизни", "им. Литвинова",  "Трудовик"; Ташаирский сельсовет:  "Пролетарский путь",  "Свет"; Одинский сельсовет:  "Юный пролетарий",  "Искра"; Рябовский сельсовет:  "Ворошилов",  "Искра"; Шешуковский сельсовет:  "Новый путь",  "Победа",  "Красная звезда",  "Красная заря",  "Объединение"; Михайловский сельсовет:  "Северный край",  "Красный пахарь", "им. Юркина"; Николаевский сельсовет:  "Первое мая",  "Семнадцатый МЮД"; Серебрянский сельсовет:  "им. Сталина".

     Станция выполняла такие сельхозработы,  как вспашку, боронование,  культивацию,  посев зерновых культур,  уборку урожая,  молотьбу зерновых и другие виды работ.

       С каждым годом  количество обслуживаемых колхозов увеличивалось, что свидетельствовало о росте производственных возможностей МТС.          

       Для обеспечения кадрами при конторе МТС были организованы курсы профессиональной подготовки трактористов,  комбайнёров,  шоферов. Для занятий оборудовали специальные помещения с учебными местами (столами и лавками). Примечательно, что обучение проходили как рядовые работники, так и руководители станции. Особенно показательным было активное участие женщин в освоении техники.

      Эти кадровые решения особенно пригодились, когда Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для МТС. Большинство мужчин ушли на фронт, но объёмы работ не сокращались. В этих условиях были созданы женские и подростковые тракторные бригады, женщины-механизаторы освоили все виды сельхозтехники.

     Проводились социалистические соревнования для повышения производительности. Ярким примером трудового героизма стали результаты весеннего сева 1949 года. Согласно приказу Каргалинской МТС № 109 от 31 мая 1949 года:

- Бригада № 6 под руководством  Ердюкова Николая Григорьевича выполнила план на 111% (478 га вместо 430);

- Лучшие трактористы: Лотов Егор Иванович, Федосеев Николай Сергеевич, Суботина Клавдия Арсентьевна, Фомченко Иван Иванович, Осатчиков Александр Владимирович, Бобров Александр Степанович, Речкин Анатолий Родионович, Кулябин Николай Иванович.

    Однако в результате изменения экономического  курса страны  Верховный Совет СССР  31 марта 1958 года принял закон о дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации МТС, что привело к их фактической ликвидации. Это решение мотивировалось тем, что в собственности колхозов техника будет использоваться более эффективно. Продажа сельхозтехники проводилась в обязательном порядке, ускоренными темпами и по завышенным ценам. В результате  подавляющее большинство хозяйств не смогло рассчитаться за технику, оказалось в долгах и лишилось оборотных средств. Около половины механизаторов вынуждены были перейти работать на городские предприятия.

    В соответствии с  приказом Каргалинской МТС № 15 от 20 января 1959 г.  станция была реорганизована, а рабочие были распределены по колхозам Викуловского района.

    Каргалинская МТС, как и тысячи подобных станций по всей стране, сыграла важную роль в механизации сельского хозяйства, повышении производительности труда и подготовке квалифицированных кадров для села.

Татьяна МИХАЛЕВИЧ по документам архивных фондов Викуловского района

 

Другие материалы по тегу "Это нашей истории строки"