Увидеть в привычном необычное
Часто мы стремимся «за тридевять земель», чтобы побывать в новых городах и странах, увидеть красоту других мест. Но при этом бывает и так, что в своём районе и области ещё не всё посмотрели.
В огромной нашей стране не счесть удивительных, чарующих мест, где можно было бы отдохнуть, узнать что-то новое, зарядиться энергией на долгое время. Имеются такие уголки без преувеличения в каждой области, в каждом районе – везде присутствует что-то своё, самобытное и уникальное. Есть они и в нашей сибирской глубинке. Причём такие, что привлекают своей оригинальностью гостей со всей России…
Раз в год, на Рождество
О маленькой деревеньке Осиновке Ермаковского сельского поселения в двенадцать дворов теперь знает весь регион. Во многом благодаря Интернету, телевидению, а также людской молве. Примерно с 1990-х годов о ней начали рассказывать в разных средствах информации. Стали туда приезжать журналисты, культурологи, профессоры. И вот теперь ежегодно 7 января небольшое, отдалённое от райцентра селение, превращается в центр притяжения жителей из разных городов и деревень. В этот православный праздник и стар и млад тут, как говорится, несмотря на погоду. А она каждый год бывает со своими сюрпризами: то, к примеру, метель, то минус десять градусов по Цельсию, а то и минус тридцать...
Дело в том, что в Осиновке в первозданном виде сохранился старинный обряд под названием "Свеча". Его вместе с остальными традициями и обычаями "привезли" с собой на территорию современного Викуловского района в конце 19 века белорусы-переселенцы. Только остальные со временем были утрачены, а вот "Свеча" чудом уцелела. И не просто уцелела. Обряд с годами практически не изменился, что придаёт ему особую значимость и колорит. Сегодня это единственный в Сибири дошедший до нас пример аутентичного бытования обрядового комплекса переноса иконы "Воскресение Христово". Называется она именно "Воскресение", а не "Рождество", хотя и переносят её из дома в дом 7-го числа. Но народ именует икону "Свечой", вкладывая в это слово особый смысл. Ведь любая свеча – это и свет, и тепло -- жизнь…
На снимке: у иконы "Воскресение Христово"
Суть этого православного обряда заключается в том, чтобы почитаемая в деревне икона поочерёдно хранилась в домах местных жителей. Так было заведено около восьмидесяти лет назад. Негласный завет предков преемники бережно исполняют: всё, как исстари повелось, соблюдается в этот день в Рождество. И сегодня трудно найти человека в Приишимье, кто хотя бы раз в жизни не слышал об Осиновке, о чудотворной иконе, об обряде, который бережно передаётся потомками белорусов-самоходов из поколения в поколение. В 2022 году обряд "Свеча" был внесён в список объектов культурного наследия Регионального значения.
Икона как символ веры
Принято считать, что икона "Воскресение Христово" была приобретена белорусским переселенцем Иваном Ковальковым в Таре (по другой версии в Усть-Ишиме) не позднее 1905 года. Местные краеведы установили, что икона является образцом народного сибирского иконописного промысла.
Она небольшая – примерно, 30x40 сантиметров. Чтобы удобнее было переносить святыню, селяне поместили её в голубой киот, напоминающий окно с распахнутыми настежь ставнями, украсили его искусственными цветами и фольгой. На боковых его створках – иконы-литографии: слева два изображения Божьей Матери - Троеручицы, справа - Господь Вседержитель, святой Пантелеймон Целитель, Сергий Радонежский.
До Великой Отечественной войны икона находилась в Никольском храме в соседнем селе Ермаки. После разрушения храма в 1937 году "Воскресение" спасли местные жители. До сих пор народ рассказывает об ещё одной почитаемой иконе – Миколы Милостивого. Её тоже спрятали в годы гонения на верующих, но кто-то выдал тайну. Безбожники рассердились, нашли ту икону и разбили о берёзы. Поэтому ту, что удалось спрятать надёжно, стали беречь ещё сильнее, не раз перепрятывали.
Известно, что регулярное проведение обряда переноса иконы "Воскресение Христово" начало осуществляться до войны и прерывалось лишь в её годы. В это время икона хранилась в амбаре местной жительницы Марии Прокопцовой. Иконе молились за всех ушедших на фронт, просили, чтобы война кончилась, чтобы хорошие времена настали. После войны обряд ношения иконы возродили.
На снимке: икону проносят над участниками обряда
Перенос иконы на Рождество из одного дома в другой сопровождается рядом уникальных обрядовых действий. Утром дорога от дома, где стояла святыня, до того, в который её переносят, устилается соломой. Варианты толкования этого элемента обряда разные. Говорят, что Иисус Христос в хлеву родился, там обязательно сено есть. Потому и принято устилать им дорогу. А раньше старые люди примечали: "Чтобы не по голому икону нести".
Ни раньше, ни позже, а именно в десять часов, по сложившейся традиции, мужчины выносят "Свечу" из дома, где она пробыла целый год. Рядом обычно стоит хозяйка с хлебом-солью. В это время паломники преклоняют колени перед святыней, и под духовные песнопения её проносят над головами верующих христиан. Со стороны кажется, как будто она "плывёт" над ними.
У ворот принимающего дома "Воскресение Христово" встречают новые хозяева. После обмена хлебом-солью святыню бережно вносят в дом, устанавливают в красном углу. После этого выстраивается длинная очередь желающих подойти к иконе, зажечь свечу, помолиться, преподнести дары. Раньше несли отрезы ткани, рушники. Теперь чаще всего оставляют деньги. Они остаются у хозяев дома. Когда обряд заканчивается, паломники разбирают солому, на которой сидели. Люди верят в её чудодейственную силу. Хозяева дома накрывают стол и угощают гостей постными блюдами. Кто пожелает, может остаться на трапезу.
В этом году обряд также проводился. Народу было как всегда много: с разных уголков Тюменской области, Сургута, Нижневартовска, Тобольска, Ишима и других городов. Но в большинстве – местные жители и викуловчане. Среди них – сотрудница редакции, редактор Олеся Субботина. Она впервые побывала на "Свече".
- Меня позвали друзья – у них родители живут в Ермаках, -- делится впечатлениями коллега. – Я согласилась, и мы приехали на Рождество в Осиновку. Меня поразило то, что там действительно присутствовало такое большое количество паломников, к иконе образовалась длинная очередь, но никто не толкался, не спешил. Все были вежливы друг с другом. Мы тоже отстояли очередь и помолились у иконы. Женщины вовремя меняли стоящие около неё потухшие свечи. Во время обряда я почувствовала необыкновенное спокойствие и гармонию в душе…
Сопутствуя обряду
Песнопение "Многая лета", сопровождающее обряд, в прежние времена пели деревенские бабушки, теперь — ансамбль "Россияночка". Он был создан в 1991 году на базе Ермаковского сельского Дома культуры. Практически у всех певуний в роду имеются белорусские корни. Потому и в репертуаре у них преимущественно старинные белорусские песни. Этот вокальный коллектив известен не только в Викуловском районе. Принимал участие в международных, российских, областных и районных фестивалях и конкурсах. В копилке "Россияночки" множество дипломов разных достоинств, большая часть из них – лауреатские. В 2014 году фольклорный ансамбль стал лауреатом Международного фестиваля белорусов мира в Минске. В Беларуси "Россияночке" всегда рады.
В 1884 году выходцы из деревни Бушевки Могилёвской губернии основали Осиновку, в 1886 году переселенцы из деревни Рагинь Рогачёвского района Могилёвской губернии — Ермаки, в 1900 году самоходы из Гомельской области основали Еловку. Все эти деревни по-прежнему находятся в Викуловском районе. В них чтят традиции предков, которые в самой Беларуси во многом утрачены.
Руководит ансамблем культорганизатор Ермаковского Дома культуры Надежда Ивановна Вычужанина. Она присутствует на "Свече" каждый год. Она же теперь возглавляет и музейную комнату, которая находится в Ермаках. Собирая и храня памятники материальной и духовной культуры, мини-музей несёт большую научно-просветительную и образовательно-воспитательную миссию. Раз в месяц сюда приводят на уроки ермаковских школьников, иногда привозят школьников из райцентра. Всем посетителям Надежда Ивановна рассказывает историю белорусов-переселенцев и о быте первопроходцев.
На снимке: уроки в музее - самые интересные!
Музей в Ермаках образовался в 1983 году. Первоначально размещался в школе. Одиннадцать лет назад обрёл новый дом – в сельском ДК. Он – хранитель самобытной белорусской культуры. Где бы ещё современное поколение переселенцев посмотрело на те предметы, которые окружали предков и были частью их жизни? Самовары, крынки, чарки, горланы, гребни, лампы, старинная обувь, рушники с исконно белорусским орнаментом, которые женщины вышивали долгими зимними вечерами, ткацкий станок, одна из частей пимокатного станка, три патефона с пластинками к ним… Каждая вещь – неотъемлемая частичка деревенского быта переселенцев.
В основном экспонаты сюда приносят в дар. Сказать, что они совсем древние – нельзя, ведь со времени появления Ермаков на карте Сибири прошло чуть больше ста двадцати лет. Однако многие из предметов уже давно утратили своё значение и потому особенно привлекательны. На небольшой площади уместилось порядка 560 экспонатов! Часть их хранится в соседнем здании бывшего детского сада.
На снимке: дети в ермаковской музейной комнате
Нынче музей посетили студенты Московского филологического института. 14 человек вместе с профессором Андреем Морозовым в июле приезжали в нашу глубинку на две недели. Они изучали белорусскую культуру, искали редкие материалы, записывали местные пословицы, поговорки, прибаутки. Пообещали вернуться в январе следующего года, чтобы самим поприсутствовать на "Свече".
А ещё в музейной комнате хранится макет иконы "Воскресение Христово". Однажды потребовался её дубликат.
- Ансамбль "Россияночка" лет двадцать назад участвовал в культурном мероприятии в Тюмени, и нам нужна была икона, чтобы рассказать об обряде "Свеча", -- рассказывает Надежда Вычужанина. – Но никто бы нам не дал увезти настоящую икону. Мы попросили помочь нам земляка, умельца Владимира Павина. Он раньше работал в столярной мастерской. Он-то и изготовил копию киота. Только в нём посередине нет иконы "Воскресение Христово", поместили другое изображение.
Наличие музейной комнаты разнообразит досуг туристов в нашей сельской местности. И сколько бы раз ни бывал в этой музейной комнате, снова и снова открываешь для себя что-то новое и интересное. Поэтому многие посетители, приезжающие на "Свечу", наведываются и сюда.
"Свеча", которая не гаснет
Не узнать в Рождество тихую деревеньку Осиновку: так много машин у въезда, что все они на единственной длинной деревенской улице просто не помещаются. Для этого заранее здесь расчищают большую площадь от снега – чтобы автомобилям было где припарковаться. Вся улица в этот православный праздник заполнена людьми.
Помимо огромного значения в духовной жизни местных жителей, на протяжении последних десятилетий обряд привлекает к себе всё большее число паломников не только из Тюменской области. Растёт количество желающих увидеть всё это своими глазами, поучаствовать в уникальном обряде, прикоснуться к живой старине, и главное, поклониться чудотворной иконе, попросить у неё благодати, здоровья, счастья для себя и своих близких.
Вера в чудо помогает людям. Но самое настоящее чудо – это то, что икона пережила такие трудные времена и дошла в целости и сохранности до наших дней вместе с обрядом. По словам главы Ермаковского сельского поселения Светланы Ожгибесовой, даже в годы пандемии перенос иконы был. Обряд не прервали, но число присутствующих на нём ограничили.
Одно только печалит: мельчает с годами деревенька. В советские годы это был крупный населённый пункт, где кипела жизнь. Потому икона могла вернуться в дом через десятки лет, и это был настоящий праздник для принимающей её семьи. Если в 2002 году в Осиновке насчитывалось около тридцати дворов, спустя несколько лет – порядка двадцати, теперь – двенадцать. Фактически проживает тридцать человек. В наши дни икону принимают только четыре семьи, хозяйки: Анна Поликарповна Шевелёва, Зоя Петровна Юркова, Ирина Васильевна Юркова, Лидия Анатольевна Шевелёва. В этом году "Воскресение Христово" находится у Анны Поликарповны.
Промежуток между приёмами иконы небольшой, но всё равно коренные жители деревни ждут своей очереди с нетерпением. За год привыкают к иконе и расстаются с ней с грустью. Но оптимизма не теряют. Они уверены: пока жива деревня – жив будет и обряд.
Учитывая сокращение численности населения Осиновки и уменьшение круга людей, имеющих возможность принять икону в своём доме, в далёком будущем есть вероятность угасания бытования обряда в том виде, в котором он существует сейчас. Поэтому администрация Викуловского района предпринимает все усилия по минимизации этих рисков. Для этого ежегодно привлекает внимание широкой общественности к судьбе обряда и развивает на территории поселения и района в целом культурно-познавательный туризм. С каждым годом он набирает обороты.
На снимке: Экскурсия в музейной комнате
Такое трепетное отношение к православному обычаю и внимание общественности уже даёт свои плоды. Вот, к примеру, в 2018 году здесь появились асфальтированные дороги. На время ремонта Ермаки и Осиновка из тихих живописных селений в таёжном краю превратились в шумные, оживлённые: улицы были перекопаны, кругом множество строительной техники, повсюду был слышен её гул… Но жители были этому событию рады, потому что ждали они асфальта в обоих сёлах ни много ни мало – всю жизнь! Тогда же появились здесь и тротуары -- не хуже, кстати, чем в райцентре.
Теперь православным никто не запрещает верить в Бога, как это было в советский период. Наоборот -- все дороги и двери для верующих открыты. Постепенно отстраиваются заново разрушенные храмы. Даже в Ермаках открыли молебный дом взамен разрушенного Никольского храма. А от Ермаков до Осиновки – чуть больше двух километров. Так может, вот они и настали -- те самые хорошие времена, о которых некогда просили у "Свечи" переселенцы?
Фото из архива Надежды Вычужаниной