Как определить, нуждается ли ваш ребёнок в помощи логопеда?

Становление речи ребёнка, как известно, проходит ряд этапов и длится от года до 6 лет. Звуки языка усваиваются не сразу, а от самых простых к более сложным. Звуки родного языка дети усваивают не отдельно, а в составе слова. Сначала коверкают слова, но со временем произношение уточняется и приближается к норме.

На начальном этапе звукопроизношения ребёнок учится произносить простые звуки (А, О, Э, и согласные М, П, Б). Так появляются первые слова: мама, папа, баба. По мере укрепления мышц артикуляционного аппарата появляются гласные У, И, Ы, согласные Д, Г, Н, К, Х, Ф, В, Й. Эти звуки появляются уже к 3-м годам. От 3-х  до 5-ти лет ребёнок учится произносить свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ). Важную роль при этом играет речевой слух (или фонематическое восприятие). Если фонематическое восприятие не нарушено, то ребёнок свободно различает в речевом потоке звуки речи. Речевое общение будет затруднено, если нарушен речевой слух, который формируется у детей при восприятии речи окружающих и при собственном произношении.

   К 3-5-и  годам у детей появляются свистящие и шипящие звуки, а к 5-6-и  годам сонорные, самые сложные в произношение звуки (Р и Л).

Так как же узнать каковы признаки нормального становления звукопроизношения, а где появляется патология в развитии ребёнка?

1. Некоторые звуки могут отсутствовать полностью (ЫБА вместо РЫБА, АПКА вместо ШАПКА).

2. Ребёнок может заменять сложный звук более простым (МАСИНА – МАШИНА)

3. Когда ребёнок научился правильно произносить звук, он ещё не везде может правильно его использовать. Бывает, что он употребляет его даже в тех словах, где его не должно быть (СУШКА – ШУШКА).

Грамматический строй речи, то он тоже развивается поэтапно. К 6-7-и  годам дети должны правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже; уметь правильно образовывать новые слова; самостоятельно давать описание предметам, пересказывать сказки.

Если всё вышеперечисленное наблюдается у вашего ребёнка, то нет причин для беспокойства. Если вы замечаете, что ваш ребёнок после 5-6-и  лет всё же употребляет неправильные звуки, искажает их (например, Ш произносит "межзубно", неправильно строит фразу, или использует неправильные окончания), в этом случае необходима поддержка специалистов: невролога, логопеда, дефектолога.

Анна Поважаева, консультант "Точки опоры", учитель-логопед  МАОУ "Викуловская СОШ№2"   

Другие материалы по тегу "Советует специалист"