Жил в районе главный врач
Он считал, что от руководителя многое зависит, если не всё.
Он считал, что от руководителя многое зависит, если не всё.
Он обязан работать на перспективу, поставить цель и стремиться к ней, создавая в коллективе такие условия, при которых у каждого была возможность проявить себя. В коллективе должно быть взаимопонимание между людьми, поддержка. Он не стремился кому-то понравиться, угодить – какой уж есть. Одинаково уважительно относился к людям, будь то врач, медсестра или санитарка. Но так или иначе, сам того не подозревая, учился у всех этих людей, набирался опыта. Это был требовательный и строгий, непримиримый ко всем недостаткам руководитель, справедливый, понимающий и по натуре своей добрый человек, готовый всегда прийти на помощь.
Юбилейная медаль "За доблестный труд", орден "Знак Почёта", Отличник здравоохранения, Заслуженный врач Российской Федерации – это высокая оценка труда человека, который всю свою жизнь посвятил медицине. Всё это о Геннадии Михайловиче Хомутских, который в далёкие 60 -70 годы работал главным врачом районной больницы, и о нём стоит вспомнить и рассказать на страницах газеты.
Родился в маленькой деревушке Балаир Абатского района в августе 1940-го. Мать доярка, отец тракторист. Ему не было и годика, как отец ушёл сначала на финскую, потом на фронт Великой Отечественной. Родные вспоминали, как отец долго держал на руках сынишку, плакал, словно знал, что не увидит его больше никогда. Так и случилось, получили с фронта одно письмо, в котором одна печаль: как вы без меня … и похоронку: погиб под Сталинградом. До седьмого класса мальчишка ходил в школу за 6 километров босиком до самого снега, потому что жили тогда очень бедно, позднее учился в Абатске. Годами жил в семье у бабушки с дедушкой, был под присмотром и своего дяди Паши, который работал конюхом в совхозе. Он научил его с детства лошадьми управлять. В страдную пору, когда не хватало рабочих рук, подросток наравне со взрослыми работал в поле. Умел копны возить, сбрую чинить, пристрастился к охоте -- всё это дядькина наука, почитал Павла Петровича как отца родного, а тот немногословный, рассудительный, наставлял парня учиться, когда тот порывался бросить школу, самому зарабатывать на жизнь, и быть, как дядька, конюхом.
В Абатске его приметил учитель физкультуры, фронтовик Гусаров Тимофей Максимович, увлёк спортом, да так, что тот пропадал или в спортзале или на лыжне, был авторитетом среди сверстников, лучшим в соревнованиях по лыжам среди школьников не только района, но и области.
После школы поехал поступать в Омский физкультурный институт, но в последний момент передумал, подал документы в медицинский. Домой ездил редко – надо было зарабатывать на жизнь, работал с парнями в речном порту или на железной дороге, занимался спортом.
После окончания института молодого специалиста направили в Викуловскую больницу. В ту пору у него была молодая жена, и родился сын. Из Абатска уезжать не хотелось, да и главный врач Виктор Поликарпович Буров не отпускал. Не проработал и месяца в больнице, как в жизни произошли перемены. В Викулово молодого специалиста потеряли, и раз он родом из Абатского района, то и найти его было несложно – отправили за ним в Абатск машину скорой помощи. Пришлось подчиниться: транспорт ждёт у порога, нехитрые пожитки вмиг собрали в чемодан, малыш в одеяле. Мать жены, у которой тогда остановились, растерявшись от неожиданного переезда, только и могла сунуть в дорогу литр молока, хлеб да огурцы, что попались на глаза.
Выгрузили молодых на квартиру главного врача больницы, тогда им был Батищев Виктор Дмитриевич. Геннадий поехал на работу, оставив жену Галину со слезами на глазах с малышом в пустой квартире врачей…
Постепенно, день за днём молодая семья обживалась на новом месте, обзавелись знакомыми. Сначала получили квартиру в двухэтажном деревянном доме в переулке ул. Кирова, но прежде привели её в мало- мальски жилое состояние, извели клопов, кое-как перезимовали и позднее переехали в угловой дом поблизости. Все бытовые тяготы тогдашней жизни свалились на жену – осенью привезли сырые дрова, которые не разгорались в печи, сложно было согреться и что-либо сварить, с продуктами проблемы -- молока, мяса купить негде…
Геннадий Михайлович с удовольствием ушёл в работу, избрали председателем профкома больницы, а потом назначили и на должность главного врача. В то время ему было всего 26 лет. Больница деревянная, за исключением одного небольшого корпуса, воду брали из колодца, печи топили дровами. На ходу одна или две машины. Свободного времени у молодого руководителя не было. Делами больничными был занят с утра до вечера, они навалились разом на главного врача – на зиму надо было заготовить около тысячи кубометров дров для больницы и столько же для сотрудников. В лесу приходилось самому работать вместе с коллективом. Люди понимали, что без этого не перезимовать, видели одержимость и настойчивость своего руководителя и старались его поддержать. Позднее в больнице благодаря усилиям главного появились водопровод, котельная и система отопления, прибавилось транспорта, для которого построен тёплый гараж, в новом помещении расположилась кухня, построена лаборатория. Главный врач прошёл специализацию и работал в больнице анестезиологом, мечтал о хирургии, но врачевать руководителю не пришлось – были другие заботы.
Постепенно больница меняла свой облик, из старых зданий переезжали в новые. Всё давалось непросто -- нужны проекты, материалы, оборудование, надёжные строители, финансы, а всего этого никогда не хватало, более того, казалось, и взять негде!
Сам ответственно относился к своим обязанностям и объединял около себя людей, которые любили медицину и готовы были отдавать ей всё. Хорошо, когда было на кого опереться, кому доверять. Один из таких людей – заведующий методкабинетом фронтовик Иван Егорович Слепухин. Вот уж кто своё дело знал! У него в ночь-полночь спроси – назовёт любую цифру, всё знает, что происходит в отрасли. К каждой медицинской конференции подготовит обстоятельный доклад, отчёт в область раньше и быстрее других районов сдаст.
В 1968 году после окончания медучилища в больницу приехали человек 20 молодых специалистов. Первая встреча -- с главным врачом, его напутственные слова, пожелания трогают всех. Завхозу поручение – устроить всех девчонок, решить вопрос с жильём! Немало их осталось в наших краях, обзавелись семьями, и стал Викуловский район родным на долгие годы...
Жизнь в больнице идёт своим чередом. По утрам планёрки – одна смена сдаёт дежурство, другая принимает, врачи, медсёстры готовы доложить о состоянии каждого больного, все тяжелые – на контроле у главного, всё отмечает в толстой тетради.
Планёрки проходят быстро, чётко, конкретно, можно было подивиться тому, что главный врач обо всём помнит и всё знает. Он спрашивал за работу с врачей, которые должны были владеть ситуацией в больнице во время своего дежурства, мог ночью пройтись по отделениям.
Он учил всех планировать свою работу, в больнице на стене даже висел план, где в клеточках проставлены даты, оставалось согласовать время, все знали, когда медсовет, когда профсоюзное или комсомольское собрание.
Нередко по пятницам коллектив выходил на уборку территории, парка у больницы, по этому поводу роптал тихонько народ, но подчинялся. Везде должен быть порядок – требовал главный, сам брал в руки грабли и работал вместе со всеми.
Он привлекал комсомольскую организацию бороться с недостатками, выпускалась стенгазета "Комсомольский прожектор", где то высмеивались спящие на рабочем месте в ночную смену медсестры и санитарки, то работники кухни за то, что умудрялись что-нибудь стащить или сварить невкусно. Главному до всего было дело:
-- Вы, комсомольцы, где отдыхаете? Собирайтесь на выходные в Ишимский Дом отдыха, я договорюсь и транспорт дам…
Едут коллективом то клюкву собирать, то шишки, то соревноваться в оказании первой помощи пострадавшим, участвуют в КВНах в районном Доме культуры, бегают на лыжах, играют в волейбол, коллективно идут в кино, на танцы. Колонна больницы на демонстрациях всегда выглядит по-особенному, впереди – главный врач! Всё это объединяло, сплачивало коллектив. Традиции тех лет живы и поныне.
Это было время, когда здравоохранение развивалось в районе. К 70-м годам на территории района было расположено 6 больниц, 25 фельдшерско- акушерских пунктов, было 14 врачей и более ста медицинских работников со средним специальным образованием. Эти данные приводятся в очерках истории района.
Как главный врач Г.М. Хомутских за годы работы неоднократно учился в институтах усовершенствования врачей в Киеве, Ленинграде, Москве, Новокузнецке, и это давало свои результаты.
Заведующий облздравотделом Юрий Николаевич Симовских помогал, поддерживал во всех начинаниях молодые кадры, Хомутских был у него на примете, как успешный руководитель – деловой, энергичный, хваткий. Его и убедил переехать в Ишим, где уже несколько лет не продвигалось строительство больничного комплекса. В Викулово должны сдать в эксплуатацию новый лечебный корпус, а главный направлен в горздравотдел на должность руководителя. Шёл 1975 год, и семья, оставив трехкомнатную квартиру, переехала в Ишим и временно поселилась в общежитии.
Геннадий Михайлович с головой ушёл в новую работу. Пришлось приложить немало усилий, чтобы дело сдвинулось, чтобы рядом с больничными корпусами было построено и жильё для медработников. Встречи в облздравотделе, поездки в Москву, визиты в Госстрой, исполнительные, увлечённые работники рядом – всё это дало результаты. Позднее его переводят заместителем заведующего облздравотделом, он курирует вопросы строительства и материально – технического снабжения больниц.
Область развивается, особенно северные города, где реализуются большие объёмы по капитальному строительству медицинских учреждений. Он объехал весь Север – Ямбург, Надым, Новый Уренгой, где возводятся объекты здравоохранения – поликлиники, больницы. Потом перевод в Тюменский горздравотдел. Непростое время девяностых. Кризис власти и экономики охватывает все сферы жизни. Начинается реорганизация в системе здравоохранения, всё настойчивее звучат разговоры о страховой медицине, об акционировании. Его взгляды на преобразования в медицине не всегда совпадают с мнением вышестоящего руководства, пытается сопротивляться, понимая, что изменить что-либо не в силах. Уезжает работать в главным врачом в детский санаторий "Тараскуль".
Как он сам вспоминал, тогда начался в его жизни самый спокойный период. Озеро красивое, санаторий отличный, коллектив неплохой. Одна серьёзная проблема с теплом, решением её и занялся – проложили газопровод, смонтировали котельную.
Идёт 1995 год, и снова новый этап в его жизни -- приглашает на разговор губернатор области Л.Ю. Рокецкий: в Ялуторовске меняются главные врачи, строительство не продвигается – нужны свежие силы, новый взгляд, опыт в строительстве, ждёт работа интересная, живая! Хомутских даёт согласие и снова становится в гуще событий! Это не Викулово, и он далеко не новичок в медицине! Пришёл в коллектив, где заместители знают своё дело, заведующие отделениями опытные, но, как и везде тогда, проблемы в финансировании – денег ни на что нет, зарплату платить нечем, лечить и строить не на что. И снова его настойчивость, организаторские способности, умение собрать рядом единомышленников, поддержка областных структур сделали своё дело. Завершилось строительство новой поликлиники, тёплого перехода между лечебными корпусами. На официальное открытие приехал губернатор. Ялуторовская больница прошла лицензирование медучреждений по второй категории (была по третьей), и, что важно, улучшилось её финансирование.
В 61 год Геннадий Михайлович ушёл на пенсию, заскучал, слонялся из угла в угол, собирал друзей на шахматы, на дорогие всем беседы о политике, о жизни. Дом на земле, и работы ему всегда хватает, да только всё это совсем не то… Послушался совета: санаторий - профилакторий "Сосновый Бор" разваливается, руководство Тюменского индустриального института настроено восстановить объект, готовы привлечь инвесторов, ищут руководителя – иди, это твоё! Решил, что стоит согласиться, иначе закиснет. И снова беспокойные рабочие дни! Стали строить, ремонтировать, приводить в порядок то, что имели. Землю в собственность оформили, новую скважину пробурили, бассейн углубили, осовременили, оборудование прикупили для физиопроцедур. Главное богатство -- минеральные воды ценятся на всю округу. Как этим не воспользоваться! Года не прошло, как начали принимать на лечение преподавательский состав, собирать на сборы студентов …
Его задача – вдохнуть новую жизнь в этот санаторий–профилакторий, организовать для людей отдых и лечение была выполнена, а дальше как пойдёт, дальше уже другие… Окончательно отошёл от дел в 71 год. Навалились болячки на пенсионера со всех сторон, врачу всегда было не до себя… Забросил и домашние дела, а то всё что-то строил да благоустраивал на своей усадьбе, мать похоронил, она последние годы жила в его семье и умерла в 95 лет, а спустя год и сам ушёл в мир иной. 24 сентября 2017 года в возрасте 77 лет он умер.
…Мы с Галиной Михайловной Хомутских сидим в уютной комнате её городской квартиры, рассматриваем фотографии, а она говорит, говорит… То улыбнётся, то смахнём слезу. Вот Хомутских зимой на охоте на зайцев, рядом Хлынов и Ходосевич демонстрируют добычу. Станислав Матвеевич учил его сети вязать, любили рыбалку, лес, природу. Это викуловские врачи -- какие все молодые! На этой фотографии старший сын Игорь, это младший Олег, милиционер, погиб при исполнении в июле 1990, тогда в городе были тревожные события: бандитизм, убийства, стрельба… Родители получили Орден мужества, которым награждён сын посмертно… Вот мама, а это юбилейные семейные праздники, на которые собирались до ста человек, а это родня из Абатского района, которой с каждым годом становится всё меньше…
-- У Геннадия всегда сто друзей и множество знакомых. Помню, когда жили в Ишиме, у нас частенько ночевали наши земляки – кто на поезд, кто на автобус, или наоборот, куда-то не успевали, я ещё и билеты покупаю. Просят об этом Геннадия, но ему всегда некогда, поручает мне. Я некоторых людей и знать не знала, -- рассказывает Галина Михайловна. -- К викуловчанам у него было особое отношение, случалось, и помогал, устраивал на лечение в областную больницу, вплоть до организации санитарной авиации, связывался с коллегами разного уровня, потом ещё и интересовался, как идёт лечение. Вечно у него какие-то общественные дела и заботы, депутатская деятельность. Не любил кабинетной, бумажной работы, не любил публичности, как-то всегда стеснялся, волновался, смущался, когда его начинали хвалить. Он словно притягивал к себе людей, хотя характер был не простой, но с ним было интересно, у нас нет- нет да собирались гости -- мужики в шахматы играют, разговорам нет конца…
О главном враче Геннадии Михайловиче Хомутских ещё помнят в нашем районе. Намеренно не пишу имена тех, кто работал под его руководством, чтобы кого-то не назвать и тем самым обидеть, все они сегодня ветераны здравоохранения. Читайте об этом человеке, общайтесь между собой и вспоминайте прожитые годы, время, которое уже стало историей.