Пойми их…

Весело шумела сельская свадьба. Не один тост уже произнесли, не один стакан разбили.

Невеста, красавица, в пышном белом платье кружится – улыбка с губ не сходит. Волосы богатые, шёлковыми лентами перетянутые, белыми цветами украшенные, только успевают в стороны разлетаться…

   На свадьбу, как правило, вся родня собирается.  И жениха, и невесты. Невеста наша, викуловская, а жених из Новосибирска. Бабуль своих стареньких тоже не забыли за стол усадить. Вот и сидят Матрёна Тимофеевна да Ирина Дмитриевна, на молодых любуются. И словом толком не обмолвиться – музыка грохочет…

   -- А волосища-то у Насти какие… Длиннющие, густющие! – заохала бабуля жениха Ирина Дмитриевна.

   -- Да… А ты бы знала, сколько с ними мороки было! – перекрикивает музыку Матрёна Тимофеевна. – Ой! Мать её на работу утром торопится – на меня Наську. Накормить девку надо и волосы подобрать в школу. Это щас то в хвост соберут, то растрёпанными идут, а раньше с этим строго было. Вот усажу её на пол между колен своих, массажку возьму и чешу минут десять только, чтобы все куделя разошлись. Потом только колосок плести начинаю…

   -- Кто там в волосах у неё был? – кричит женихова бабка.

   -- Куделя – говорю!

   -- Это кто за звери такие?

   -- Да типун тебе на язык, Ирина Дмитриевна! Какие звери?! Куделя – говорю, -- повторила Матрена Тимофеевна.

   -- Это что за куделя? – недоумевает старушка.

   -- Ну так когда волосы запутываются в комки, с трудом прочесываешь. Как у овечек в шерсти, куделя.

   -- Ты меня, сватья, извини, -- возмутилась Ирина Дмитриевна, -- но ни о каких куделях в жизни не слыхивала. Другое дело – колтуны. Так волосы закатанные называются.

   Здесь очередь Матрёны Тимофеевны негодовать пришла:

   -- Да что за колтуны? Жизнь живу, и всегда куделями называли. Путаешь ты что-то. У тебя вон парнишка внучок рос, какие, поди, там куделя – три волосины.

   -- Да уж не три волосины, но колтунов точно не было! – обиделась Ирина Дмитриевна и демонстративно от собеседницы отвернулась.

   А Настя кружит-кружит, но вдруг заметила, что бабульки серьёзные сидят, не едят, не пьют, губы поджали. Подошла она к ним сзади, обняла старушек:

   -- Чего пригорюнились? Внучку с внуком жалко?

   -- Поди разбери её, непонятно, что говорит, слова какие-то выдумала новые, -- ворчит Матрена Тимофеевна.

   -- Такие уж и новые! Не знаешь, как называется, так и молчи, -- не уступает бабка жениха.

   -- Ну вы как две трёхлетки в песочнице, формочки не поделили, -- смеётся Настя. – Ну-ка рассказывайте про свои новые слова.

   Старушки оживились, приготовившись, как говорится, с пеной у рта свою правоту отстаивать.

   -- Вот ты помнишь, Настя, как я тебе маленькой волосы расчёсывала? – Матрёна Ивановна, чувствуя поддержку внучки, начала свой рассказ.

   -- О, баба, это забыть трудно! Как ты мне косы драла! – Настя рассмеялась, вспомнив своё детство. – Между коленей зажмёшь, плетёшь так, что голова потом целый день стянутая.

   -- А куделя как чесали, помнишь?

   -- Помню! Особенно если после бани не расчешешься да спать ляжешь. Наутро вся голова в куделях!

   -- Вот! – с довольным видом Матрёна Ивановна повернулась к сватье. – А ты говоришь, нет никаких куделей!

   -- Настенька, так ведь не куделя это были, а колтуны, -- не сдаётся Ирина Дмитриевна.

   -- Ну, колтуны, куделя. Какая разница? – говорит Настя.

   -- Да как какая?! Что за куделя? Слова такого нет!

   Настя подтянула стул, села между бабулек, обняла их за плечи и, улыбаясь, посвятила старушек в тонкости науки диалектологии:

   -- Вот мы, баба, где с тобой живём? В Тюменской области. Корни наши откуда? С рязанщины. Кудель у них – это кусок шерсти для прядения. Волосы сравнили с шерстью, вот куделью и назвали. А ты, баба Ира, откуда родом?

   -- С Белоруссии отец мой. За Омск семья переселилась, когда голодно на родине стало.

   -- Ну вот. Белорусы, значит, спутанные комом волосы колтунами называли. У каждого народа, даже в каждой области свои названия есть, и два человека из разных уголков России могут не понять друг друга. Вот как вы! Об одном и том же говорите, словами разными называете. Диалекты! Вон Пашке говорю как-то: чебаков жареных будешь? А он мне: что это? Это язь, оказывается. А мы на юге Тюменской области маленьких язей чебаками называем.

   Захохотали тут старушки, снова лучшими подружками сделались. Настя чмокнула обеих в щёки и побежала к гостям. А бабульки ещё долго смеялись, друг над другом подтрунивали. Даже рюмочку хлопнули, чего за ними давно не наблюдалось.

                                

Теги: рассказ

Другие материалы по тегу "рассказ"