Электронные трудовые книжки

С 1 января 2020 года в России ввели электронную трудовую книжку.

Она обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учёта. Переход к новому формату трудовой книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо. Сегодня поможет нашим читателям  сделать свой выбор специалист-эксперт Клиентской службы (на правах отдела) в Викуловском районе управления ПФР в городе Ишиме Татьяна ШАНТУРОВА:

   --  Можно ли вести трудовую книжку, как раньше, в бумажном формате?

   -- Да, можно. Для этого необходимо подать работодателю соответствующее письменное заявление в произвольной форме до конца 2020 года. В таком случае трудовая книжка будет вестись и в старом, и в новом формате одновременно. Работодатель продолжит вести трудовую книжку на бумаге и в том случае, если работник не подаст заявление до конца этого года.

   -- Все работники могут сохранить прежний формат трудовой книжки?

   -- Все, у кого трудовая книжка уже есть или появится до конца 2020 года, смогут сохранить её в традиционном формате. Если человек устраивается на первую работу в 2021 году или позже, данные о его трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.

   --  Что делать с бумажной трудовой после перехода на электронную?

   -- Если человек выбирает электронную трудовую книжку, это не значит, что бумажная трудовая перестаёт использоваться и теряет свою значимость. Необходимо сохранять бумажную книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронной версии трудовой книжки фиксируются сведения, начиная с 2020 года.

   -- Как можно получить сведения из электронной трудовой книжки?

   -- Через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России и на сайте Портала государственных услуг. Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде, подав заявку работодателю (по последнему месту работы); либо  в территориальном органе Пенсионного фонда России; либо в МФЦ.

   -- В течение какого периода работодателю необходимо предоставлять сведения в Пенсионный фонд?

   -- В случаях приёма на работу или увольнении сведения должны предоставляться не позднее рабочего дня, следующего за днём издания соответствующего приказа или распоряжения. Сведения о других кадровых изменениях, например, о переводе сотрудника на новую должность или выборе работником формы трудовой книжки, передаются не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным.

   -- Чем защищены базы данных Пенсионного фонда? Какие гарантии, что данные будут защищены?

   -- Информационная система ПФР аттестована в соответствии с действующим законодательством в области защиты персональных данных.

    -- Как можно будет предъявлять электронную трудовую книжку при устройстве на работу?

   -- Информация предоставляется работодателю либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью. И в том и в другом случае работодатель переносит данные в свою систему кадрового учёта.

   -- При увольнении информация о трудовой деятельности будет фиксироваться только в электронном виде?

   -- Нет, при увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде (если у работодателя есть такая возможность). В случае сохранения бумажной трудовой книжки, данные будут фиксироваться в ней.

   -- Что будет в случае сбоя информации или утечки данных?

   -- Многолетний опыт показывает высокий уровень защищённости информационных систем Пенсионного фонда России. Сбой или взлом с последующим изменением или уничтожением данных практически невозможны. Информация лицевых счетов фиксируется в распределённых системах хранения, что исключает риск потери данных.

 Беседовала Ирина ГИЛЕВА

Другие материалы по тегу "Наши интервью"