Храм отпразднует своё двухсотлетие

Более века назад территорию Викуловского района повсюду украшали церкви. Общество, воспитанное в духе православия, не представляло без них жизни. Здесь получали благословение на брак, крестили детей, давали новорождённым имена, отпевали умерших…

Викуловский Свято-Троицкий храм, храм Вознесения в Чуртане, Никольский в Ермаках, трёхпридельный в Балаганах, Христорождественский в Каргалах, Вознесения в Калинино, Никольский в Озерном, Базарихинский Феодосиевский, Петропавловский в Рябово, Михаило-Архангельский в Малахово… Как много было с ними связано! Но политика советского государства после революции 1917 года не сохранила это уникальное культурное и историческое наследие. Пришли новые уклады и устои, постепенно вытесняя прежние. В переломный для православия на русской земле двадцатый век по всей стране уничтожали церковные учреждения, губили священников, а в простых гражданах всеми возможными способами убивали веру в Бога.

   В нашей отдалённой от областного центра сторонке остался только один храм – Свято-Троицкий. Благодаря прошедшим в новом тысячелетии восстановительным работам  мы видим его теперь практически в первозданном виде. Старинное белокаменное здание, с высокими зарешёченными окнами, через которые как-то по-особенному струится в просторное помещение солнечный свет… Сколько людей в разные периоды и эпохи приходило сюда со своими проблемами и надеждами на спасение, сколько молитв здесь было прочитано – не перечесть! Храм был и остаётся главной достопримечательностью и ценностью района.

                                Сначала церковь была в другом месте

   Первый деревянный храм во имя Троицы был построен в Викуловской слободе в 1703 году. 14 марта того же года его освятили по благословению митрополита Тобольского святителя Филофея. Находился он недалеко от крепости Орлово Городище, вниз по реке Ишим, вблизи деревни Волынкиной.

   К 1746 году приход Троицкого храма стал самым крупным в Ишимском дистрикте: к приходу были причислены 60 деревень, в которых насчитывалось более тысячи дворов. В то время по указу Тобольской консистории приход был поделён на три части, по триста и более дворов в каждой. Штат священно-церковнослужителей утверждён трёхкомплектный: три священника, два дьякона, три дьячка и три пономаря. Известно, что в 1751 году  деревня Волынкина являлась церковной деревней, в ней проживал староста Троицкой церкви Фёдор Шахов.

   К 1773-му церковь пришла в негодность. По указу митрополита Тобольского святителя Варлаама от 6 марта того года было разрешено заложить новую деревянную церковь вместо обветшалой на удобном незатопляемом и от пожарных случаев безопасном месте. В 1774 году на высоком Шаньгином мысу, у Дарьиного озера рядом с кладбищем, на котором хоронили всех умерших с момента появления крепости-острога Орлово городище, был заложен новый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы.

   К октябрю 1776 года строительство храма было завершено, и 27 декабря того же года его освятили. По другим данным, вторую деревянную церковь построили в 1776 году уже на левом берегу реки Ишим, там, где сегодня находится территория Свято-Троицкого храма.

                                                   На смену прежнему

   В 1820 году рядом с деревянной церковью построили церковь из кирпича. Это каменное здание, которое мы все привыкли видеть в центре села Викулово. Хоронили умерших людей уже на другом кладбище – где сейчас находится торговый центр села. Здание деревянной церкви несколькими годами позднее перенесли в берёзовую рощу, где было третье по счёту кладбище, а назвали церковь Покровской.

   В 1888-ом при Троицком храме была открыта Викуловская церковно-приходская школа. В середине 1890-х годов учреждено Викуловское церковно-приходское попечительство, почётным членом которого стал отец Иоанн Кронштадтский.

   На 100 рублей, пожертвованные им в 1897 году, попечительство постановило "приобресть во вновь строящуюся в слободе Викуловской больницу образ святого Пантелеимона и учредить в больнице кровать отца Иоанна, а оставшиеся деньги употребить на приобретение медицинских инструментов".

   Приписными к храму считались: храм Вознесения Господня  в с. Калининском (1898 -1901), Вознесения Господня в с. Чуртанском (1901 - 1917), Казанской иконы Божией Матери  в с. Балаганском (1897 - 1907), Михаила Архангела в селе Малаховском (1895 -1917), Покрова Пресвятой Богородицы на сельском клабдище (1828 – примерно 1938).

   В 1913 году к храму были приписаны деревни: Березина, Чебаклей, Волынкина, Мельникова, Юшкова, Долгушина, Сартам, Красная Гора, Борки, Немтинова, Новощетникова, Старощетникова, Петрова, Иковский посёлок. Причт по штату состоял из трёх священников, диакона и трёх псаломщиков. Второй и третий священники жили при приписных церквах.

   Согласно православной энциклопедии "Древо"  в Викуловском Свято-Троицком храме в разное время работали настоятелями: Иоанн Быстров (1874 - 1902), Николай Васильев (1903 -1906), Иоанн Марков (1906 - 1908), Павел Виноградов (март 1909 -1917), Николай Воршев (13 апреля 1917 - упом. 1919), Лев Меньшенин (1920-е -1931). С 1931 года по 1990-й храм был закрыт. Далее в нём вели богослужения Александр Лемешко (1990-е), Сергий Рыбакин (2000 - 2009), Владимир Сергеев (2009 – по настоящее время).

В тяжёлые времена

   После революции православие стали намеренно искоренять. Церкви разрушали, имущество грабили, уничтожали древние иконы и святыни. Многие епископы и священнослужители были замучены и убиты, заточены в концентрационные лагеря. В храмах прекратили богослужения, их стали использовать под другие нужды. Одни величественные здания превращали в амбары для хранения зерна, другие оборудовали под клубы. Детей воспитывали в духе атеизма. Не обошла эта волна и Сибирь. Что уж говорить о нашей местности, когда ломали более древние сооружения. В Москве взорвали Симонов и Чудов монастыри, разрушили Храм Христа Спасителя… По всей стране их судьбу разделили десятки тысяч храмов.

   Указом Священного Синода от 22 апреля 1917 года было определено закрыть штат причта в Свято-Троицком храме в составе священника и псаломщика. В начале 1929 года начинается широкое применение административных мер в борьбе с религией. В марте издали новое постановление о религиозных объединениях, которым запрещалось осуществлять благотворительную деятельность, обучать религии. В 1931 году храм закрыли, священника сбросили с колокольни. Здание передали в "отдел культуры" и использовали как кинотеатр. Назвали его в духе того времени – "Космос". Многие викуловчане помнят, как ходили туда смотреть фильмы. От своих бабушек и дедушек они знали, что местный клуб – это разрушенный и осквернённый храм. Да и само помещение резко отличалось от типичных советских. В 1960-х годах по распоряжению главы райисполкома были разобраны купол и колокольня.

                                                     Второе рождение

   Но Свято-Троицкий храм выстоял вопреки всему. Распался Советский Союз, и святыни возвратили Русской Православной Церкви. Начинаются восстановительные работы и в Викулово, но далось это прихожанам нелегко. Большую роль в этом благом деле сыграл наш земляк Сергей Ерёмин.

   В 1990 году был подготовлен проект его реставрации церкви, а в 1991-ом началась работа. В июне 1993-го район посетил владыка Тобольско-Тюменской епархии епископ Димитрий и освятил то, что осталось от храма. 

   К 2001 году отремонтировали придел в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение". В храме начали регулярно совершать богослужения, открыли Воскресную школу. В 2003-м установили восемь колоколов. Вокруг территории построили каменный забор.

   В 2009 году продолжили работы в центральном приделе храма, полностью оборудовали алтарь для совершения богослужений в центральном приделе. В 2010-м установили маковки куполов из нитрида титана, взамен стоявших до этого из оцинкованной стали.

   Сегодня при храме действует Воскресная школа, проводятся мероприятия с обучающимися образовательных учреждений. Сюда ежедневно приходят люди. Кто-то – чтобы помолиться и поставить свечи за здравие или упокой, другие посещают службы. Третьи же идут за поддержкой и добрым словом, четвёртые – просто для того, чтобы побыть среди икон, ощутить эту особенную атмосферу, восстановить душевное равновесие. Так делали наши предки, жившие на этой земле двести лет назад и более. Благодаря тем, кто восстановил храм, сюда придут и следующие поколения.

На снимке: Свято-Троицкий храм

Фото из архива Владимира Сергеева

Другие материалы по тегу "Православие и мы"